ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого Н. В. Волохова О ФИЛОСОФСКИХ ИСТОКАХ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ: ПУШКИН и ТОЛСТОЙ Проблема свободы и рабства, свободы и тирании, сопряжение свобо ды личной со свободой других является сейчас центральной мировой проблемой, она же всегда была ключевой темой русской философии и русской литературы. Особенно остро она начинает осознаваться в начале XIX века, когда романтическая литература и философия выдвинули в центр мироздания личность человека. Во главу угла ставится самосознание человека - дви гатель его природной активности и самостоятельного волеизъявления, то есть того, что можно назвать побудительным мотивом человеческой свободы. Становится ясно, что без осознания человеком самого себя как Я нет и стремления человека к свободе. В то же время антиномия свободы и необходимости, наиболее остро ощущаемая Кантом, входит и в русскую философию как основополагающая. В прошлом веке слово «свобода» было у всех на устах и обладало многозначностью. Оно имело смысл общий и личный, политический и нравственный, социальный и бытовой. И именно таким гениям, как Пушкин и Толстой, суждено было наиболее полнокровно и мощно осоз нать общие потребности современной действительности и достичь наи больших высот в ее художественном освоении. Все писатели послепушкинского периода развития русской литера туры признавали свое генетическое родство с Пушкиным. Из всех «потом ков» Пушкина наиболее близок ему оказался Лев Толстой, это родство было феноменальным и вместе с тем закономерным явлением. Оно воз никло прежде всего в силу сходства индивидуальностей Пушкина и Толс того, их человеческой гениальности, ярко проявившейся в художествен ном творчестве. Большая жизнь Льва Толстого, начавшаяся в пушкинскую эпоху, завершилась всего за несколько лет до переломных дат в отечественной истории. Все процессы духовной, интеллектуальной и культурной жизни 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=