ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

«Толстой, Достоевский, Гоголь нам нужнее, как ночью в лесу - умелые провожатые. И вот эта практическая нужность создает обильное им чте­ ние, как ея отсутствие есть главная причина удаленности от нас Пуш­ кина в какую-то академическую пустынность и обожание » 1. Такого рода оценки - итог рассмотрения феномена А. С. Пушкина сквозь очки литера- туроцентризма русской культуры середины XIX века с его главными до­ минантами: жизнеучительство, обличение морального зла и социальная критика, демократизм, а в области эстетики - пренебрежение формой во имя значимости содержания. Но в прозаических произведениях А. С. Пушки­ на, по замечанию И. А. Ильина, эмпирическая правда быта насыщена глу­ биной и символикой» 8. В рамках этнокультурологического типа объяснения феномена А. С. Пушкина делался акцент на «русскости» поэта. К примеру, пафос работ русского философа И. А. Ильина состоял в доказательстве того, что «Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов» 9. Следует заметить, что данный тип объяснения актуален для нашего времени, когда Россия оказалась «перекрестком» технологических, экономичес­ ких, культурных встреч с Западом и русский дух оказался в ходе модер­ низаций, граничащих с варварством вестернизации в ситуации культурно­ го разлома с прошлым, классической русской культурой, в идейном вакууме. Соответственно, встает задача защиты и обогащения свойств национального характера и непреходящих ценностей русского этноса, которые и воплощены в творчестве А. С. Пушкина. Великий поэт - наш Заслуженный Собеседник, но это Собеседник с соборной душой. Собор­ ность как личностная характеристика означает ощущение себя частью «людинного» бытия - в мирской жизни, частицей общего дома - Вселен­ ной. Само слово «Вселенная» этимологически связано с «вселиться» - вселиться всем миром в общий дом, Вселенную,- и могло родиться в ус­ ловиях соборного и сопричастного существования. В нем запечатлено и неприятие отрицания мира холодного и мертвого, мира техницизма 10 и технического прогресса . Великий поэт оставил потомству мечту о великой России, которой не суждено «плестись в хвосте других держав», ибо залогом этого явля­ ется духовная мощь русского национального характера и особенности русской культуры. Константы культурно-цивилизованного кода России - '^^М еж дународные Толстовские чтения _______________________________________ 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=