ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого их потенциалов. И трагические житейские судьбы русских гениев - Пуш­ кина и Толстого - вполне наглядно показывают всю мощь женского нача­ ла в российской действительности, свидетельствуют, что победителем в этой борьбе за власть выходит эгоистическая женская натура, что фатум русской исторической жизни - это непостоянная, чувственно-эмоциональ- ная стихия женской ментальности, беспредельная мощь внешних влече­ ний женского естества, интенсивное пламя женских страстей, сжигающих все на своем пути. Беспредельная, «естественная» ширь русской души есть в своем ментальном первоистоке бесконечное разнообразие эмо­ циональных переживаний женской натуры, безмерная разноликость «те­ лесной природы» русской жены, не замечающей мужественных черт свое­ го законного супруга - русского разума. Реальность этого отторжения женской душой России ее собственного разума, ее истинного повелителя, действительность такого «семейного разлада» русской жизни, раздора между' постоянным стремлением женского естества к неограниченному разнообразию чувственных удовольствий и мужеством интеллекта в его преданности внутренним основаниям, всеобщим повелениям, идеалу совершенного вечного бытия наглядно обнаруживается в трагических судьбах русской интеллигенции, в стойком отторжении русской народной массой творческой интеллектуальной деятельности как инородной ее жизненным запросам, как бессмысленно­ го и опасного прожектерства, подрывающего привычные, чувственно-на­ глядные, апробированные устои общества. Это отторжение русской средой умственной деятельности как «безум­ ной», бессмысленной, бесполезной для общественного блага властвует над всей историей России, живущей по традиции, по привычке. На почве стихий­ ного традиционализма русского образа жизни, его слепого следования за силой обстоятельств разрастается в русской духовной среде сознательный консерватизм, воинствующий антиинтеллектуализм, стремящийся искоре­ нить в русском обществе дух свободомыслия, творчества, самостоятельного искания истины. Отсюда смертельная ненависть «плутократии» к свобод­ ному слову, называющему вещи своими именами. Эта ненависть властвует и в стихии сегодняшней российской действительности, разрушая образова- Тельные основы общества, подрывая интеллектуальный потенциал страны, искореняя в народной среде дух просвещения, отравляя органику русской Жизни смертельным ядом бюрократического безмыслия. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=