ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого действительности стало «символическое осмысление» бытия русским Словом на рубеже XIX-XX вв. Сознательная «символизация бытия» вы разила стремление русского духа к овладению исторической реальностью, к идеальному ее истолкованию как символического воплощения духовной энергии, как органического единения субъективных и объективных сто рон жизни. Однако «серебряный век» русской культуры оказался в действительнос ти «седым утром» исторического разлома русского духа, не овладевшего разноликим потенциалом субъективного и объективного миров, не нашед шего путей и средств достижения их гармоничного единства, не познав шего себя в истинных своих основаниях и постепенно умирающего на протяжении всего XX столетия. Для предотвращения национальной катастрофы русский дух должен воскресить самобытную целостность своей жизни, воссоединить ее субъективные и объективные грани, постичь их истинные черты, узнать себя в бессмертных ликах гениев русского духа, в символической яви личных судеб творцов русского Слова. Такими чистыми кристаллами «русской жизни», символическими вест никами творческой энергии русского духа по праву считаются шедевры рус ской художественной литературы XIX века, и прежде всего бессмертные творения А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, раскрывшие соответственно субъ ективно-поэтические и объективно-прозаические потенциалы русского ху дожественного гения. В личных судьбах этих титанов русской литературы нам открывается таинственный лик исторической судьбы русского народа. И трагическая кончина обоих писателей - одного еще в преддверии жиз ненной зрелости, а другого уже на склоне лет - являет нам характерный образ виновника всех жизненных потрясений русского гения, обозначает живые черты главной причины его мучительных переживаний, его смертель ных страданий. Трагическая гибель и Пушкина, и Толстого стала результатом не случайного стечения обстоятельств - она явилась необходимым выражением общей беды русского мира, подготавливалась темной стихией самой русской Души, убивающей ее самобытные внутренние силы. Этот неуправляемый, разрушительный поток первородных сил русской действительности от бывается нашему взору во всей повседневной обыденности в острых коллизиях семейного уклада русского быта - в напряженных противостоя ниях мужа и жены, в противоборстве Женщины и Мужчины. «Все в мире 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=