ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого действительности стало «символическое осмысление» бытия русским Словом на рубеже XIX-XX вв. Сознательная «символизация бытия» вы­ разила стремление русского духа к овладению исторической реальностью, к идеальному ее истолкованию как символического воплощения духовной энергии, как органического единения субъективных и объективных сто­ рон жизни. Однако «серебряный век» русской культуры оказался в действительнос­ ти «седым утром» исторического разлома русского духа, не овладевшего разноликим потенциалом субъективного и объективного миров, не нашед­ шего путей и средств достижения их гармоничного единства, не познав­ шего себя в истинных своих основаниях и постепенно умирающего на протяжении всего XX столетия. Для предотвращения национальной катастрофы русский дух должен воскресить самобытную целостность своей жизни, воссоединить ее субъективные и объективные грани, постичь их истинные черты, узнать себя в бессмертных ликах гениев русского духа, в символической яви личных судеб творцов русского Слова. Такими чистыми кристаллами «русской жизни», символическими вест­ никами творческой энергии русского духа по праву считаются шедевры рус­ ской художественной литературы XIX века, и прежде всего бессмертные творения А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, раскрывшие соответственно субъ­ ективно-поэтические и объективно-прозаические потенциалы русского ху­ дожественного гения. В личных судьбах этих титанов русской литературы нам открывается таинственный лик исторической судьбы русского народа. И трагическая кончина обоих писателей - одного еще в преддверии жиз­ ненной зрелости, а другого уже на склоне лет - являет нам характерный образ виновника всех жизненных потрясений русского гения, обозначает живые черты главной причины его мучительных переживаний, его смертель­ ных страданий. Трагическая гибель и Пушкина, и Толстого стала результатом не случайного стечения обстоятельств - она явилась необходимым выражением общей беды русского мира, подготавливалась темной стихией самой русской Души, убивающей ее самобытные внутренние силы. Этот неуправляемый, разрушительный поток первородных сил русской действительности от­ бывается нашему взору во всей повседневной обыденности в острых коллизиях семейного уклада русского быта - в напряженных противостоя­ ниях мужа и жены, в противоборстве Женщины и Мужчины. «Все в мире 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=