ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

европейский модернизм XX века можно вывести из одного только внут­ реннего монолога Анны Карениной, едущей навстречу самоубийству» 3. Все чаще в последнее время звучит противопоставление православ­ ного миросозерцания Пушкина христианско-космополитическому мыш­ лению позднего Толстого. Нападают на Толстого, как правило, привер­ женцы Пушкина. Толстоведы, напротив, всегда стремились смягчить суть противопоставления двух гениев. «Пушкин и Лев Толстой,- писал Б. М. Эйхенбаум,- стоят на крайних точках исторического процесса, на­ чинающего и завершающего построения русской дворянской культуры XIX века. Пушкин - первый дворянин-интеллигент, профессиональный писатель, журналист; Толстой - последний итог этой культуры: он отре­ кается от кровно связанной с ним интеллигенции и возвращается к земле, к крестьянству. На первый взгляд - полная противоположность позиций и поведения. На самом деле - одна из тех противоположностей, кото­ рые сходятся, потому что смыкают собой целый исторический круг. Корни творчества у Пушкина и Льва Толстого иногда так близки, что получается впечатление родства при всей разнице позиций. Не у Гоголя, не у Тургенева, не у Достоевского (при всей его заинтересованности некоторыми темами Пушкина), а именно у Толстого находим мы своего рода дозревание или, вернее, перерождение замыслов, тем и сюжетов» 4. Та же позиция и в вышеупомянутой статье Г. Н. Ищука: «Особого рода эстетическое доверие у Толстого было только к Пушкину: ни гуманизм Руссо, ни милосердие Гюго, ни трогательность Диккенса, ни "нравствен­ ная значительность" Лермонтова, ни даже "родственность" Достоевского не вызывали в нем подобного творческого "заражения"» 5. Но как же быть, спросит читатель, с толстовской хулой на Пушки­ на? Ведь это же факт. Да, факт, но в котором по-настоящему еще никто не захотел разобраться. Обратимся к наиболее резким высказываниям Толстого в адрес Пушкина. С чувством внутренней боли читаешь слова Толстого о личности и творчестве Пушкина в трактате «Что такое искусство?» (1897-1898): «...Пушкин не был богатырь или полководец, но был частный человек и пи­ сатель. <...> Пушкин был человек больше чем легких нравов, что умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека, что вся заслу­ га его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные» 6. Чувство боли несколько стихает, когда эти слова начинаешь осмысливать ^ * ^ ^ Х Х У ^ 1 еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=