ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
любовные ласки; ребенок твой под сердцем шевельнулся («Р.»); поце луй, объятия; обладание женщиной; женщина есть орудие наслажде ния и др, («Кр. с.»). Избирательность в любви раскрывается в произведениях через при знания героев. Дон Жуан говорит, что избрал Донну Анну и ни одной женщины он «доныне... не любил» («К. г.»). Об избирательности в любви рассуждает и князь в «Русалке»: «Князья не вольны, Как девицы - не по сердцу они Себе подруг берут, а по расчетам Иных людей...» В то же время он признается Русалке: «Где б ни был я, всегда я буду по мнить Тебя, мой друг; того, что я теряю, Ничто на свете мне не заменит» («Р»). «Наконец я нашел такую, которую счел достойной себя»,- говорит и герой повести «Крейцерова соната». Другой отмеченный в дефинициях признак любви, например глу бина, передается в произведениях лексемами счастье, страсть : «...жертва страсти безнадежной...» («К. г.»), «из страстей самая сильная и злая, и упорная - половая, плотская любовь...» («Кр. с.»). Отметим, что лексема страсть не употребляется в «Русалке», а в «Крейцеровой сонате» она достаточно частотна (12 раз). Несмотря на то что парадигматическое ядро концепта «любовь» во всех трех произведениях совпадает, его компоненты имеют разную интерпретацию. Так, сердце, общепризнанно являясь символом любви, таковым остается в «Каменном госте» («...Я б имел надежду любовью тро нуть ваше сердце...») и в «Русалке» («Я так его любила. Что он за зверь? иль сердце у него Косматое?»), но в «Крейцеровой сонате» сердце - сим вол ревности («...зверь этой ревности навеки сидел бы у меня в сердце и раздирал бы его»). Различно компонентное наполнение некоторых оппозиций концеп та «любовь» в произведениях А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого (особенно это относится к оппозициям: брак - развод, верность - измена). Сами оппозиции также не всегда совпадают. Так, оппозиция лю бовь - смерть присутствует во всех трех произведениях, а любовь - безу мие - только в «Русалке». Оппозиция любовь - разврат, любовь - нена висть, злоба, бешенство - только в «Крейцеровой сонате», а о п п о зи ц и я любовь - мистика — только у А. С. Пушкина. '^^М еж дународные Толстовские чтения ________________________________________ 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=