ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
стольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя при нудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления любви определяется тем, что в нем, как в фокусе, пересеклись противо положности биологического и духовного, личностного и социального, ин тимного и общезначимого...» (БСЭ - Большая советская энциклопедия). Дефиниции понятия «любовь» в вышеприведенных словарях рас крывают содержательный минимум признаков данного концепта: интим ность (СУ, ССРЛЯ, БСЭ), избирательность (СД, БСЭ), глубина (ССРЛЯ, БСЭ), привязанность (СД, СУ, ССРЛЯ), непредсказуемость (БСЭ), страсть (СД), сила (СД), теплота (ССРЛЯ), преданность/верность (БСЭ). Большой интерес вызывает тот факт, каким образом и насколько эти признаки, отмеченные в научных определениях концепта «любовь», отра жаются в творчестве художников слова, какими словами и фразеологиз мами пользуются писатели и поэты, раскрывая этот концепт. При этом особое внимание, на наш взгляд, привлекают произведения, которые объ единяются таким направлением сюжета, как «любовь - смерть». Это про изведения А. С. Пушкина «Каменный гость» («К. г.») и «Русалка» («Р.»), Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» («Кр. с.»). Дефиниционно-функциональный анализ (суть которого заключается в изучении дефиниций концепта, выделении по ним признаков и рас крытии их лексико-фразеологическими и другими средствами) показал, что в указанных выше произведениях центральными в концепте «любовь» являются лексемы любовь, любить и их производные. Синтагматика данных лексем и их количество в произведениях раз личаются. Ср.: в «Каменном госте»: любовь - мелодия; импровизатор любовной песни; верен супружеской любви; любовью нежной тронуть ваше сердце и др. (всего 24 лексемы); в «Русалке»: ласки любовные; счастлив был тобой, твоей любовью; свободная, кипящая любовь (всего 1 лексем); в «Крейцеровой сонате»: любовь - союз душ; возвышенная поэтическая любовь; притворство в любви (всего 84 лексемы). Дефиниционно выделенные признаки любви функционально мате риализуются в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого употребле- Нием определенных лексем или сюжетно-содержательно. Например, такой пРизнак любви, как интимность, который отмечен тремя словарями, пере- дается в указанных произведениях лексемами, словосочетаниями и афо ризмами: поцелуй; сладкий миг свидания («К. г.»); целуешь, обнимаешь; ^ Художественное сознание А. С. Пушкина и Л. И. Т о л ш ю го ^ ^ ^ 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=