ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Толстой и Пушкин о «просвещенном народе » и «чистотеjipaeofi* В. Б. Ремизов ТОЛСТОЙ И ПУШКИН О «ПРОСВЕЩЕННОМ НАРОДЕ» И «ЧИСТОТЕ НРАВОВ» В статье 1982 г. «Лев Толстой - читатель Пушкина» 1 Г. Н. Ищук попытался сгладить острые углы в восприятии этой темы и сделал это с удивительным тактом, смягчив самую суть непростых отношений Толстого к творческому наследию гениального предшественника. Одна­ ко узел напряжения не ослаб и дает знать о себе по сей день. «Пророчес­ кий посох, выпавший из рук умирающего Пушкина,- писал в 1967 г. Авраам Позов,- попал в слабые руки Гоголя и перешел к Толстому и До­ стоевскому. Чудные пушкинские всходы растоптал Толстой своими босыми ногами...» 2. Мысль о противопоставленности пушкинского Космоса, пушкинской метафизики идеям западноевропейской цивилиза­ ции, ставшая лейтмотивом книги А. Позова, развивает в своей работе Марина Новикова: «Литература европейских "околиц", "окраин", "пери­ ферии",- пишет она,- не растеряла народнЬгх - и прежде всего духовных (здесь и далее, кроме оговоренных случаев, выделено авторами) народ­ ных - мерил, какими раньше измерялся человек. Человек перед лицом вечности, а не "режимов", "систем", "экономических укладов" или "био­ логических импульсов". Язык такой воистину народной универсальности и воистину универсальной народности новоевропейская "цивилизация" (а она раньше всего сформировалась именно в Западной Европе) уже раз­ училась употреблять. А популярность в Европе Толстого или Достоевско­ го? Толстой (с некоторым даже симпатичным смущением) заметил однаж­ ды, что Пушкин-прозаик гол как-то... Рядом с ним и с Достоевским - уж точно. Терзания Раскольникова описаны страница за страницей, в мельчай­ ших подробностях, в захлебе авторской интонации и интонаций персона­ жей, в раздвоении и "растроении" мыслей. Бесовщина нигилистического отношения к жизни анатомирована в "Бесах" вдоль и поперек, "проговоре­ на и выговорена в десятках идеологических, политических и нравст­ венных диспутов. То же и с религиозными исканиями или душевными надломами у героев Толстого. А "техника письма"? Полифонизм, множе­ ственность точек зрения, поток сознания, разорванность сознания... Весь 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=