ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Художественное сознание А. С. П уш кина и Л. Н. Т олы т ю го ^^^-^ Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность одна Нам по плечу и не странна? (8, 9) Как видим, содержание органически сочетается с непростой, но удо­ бочитаемой и легко понимаемой формой выражения; здесь отсутствует вычурная нагроможденность и гипертрофия параллельных связей в сери­ ях идентичных элементов, все гармонически скомпоновано, все сораз­ мерно и эвритмично. В этом единстве налицо впечатляющая экспрессия, так или иначе связанная с семантическими, грамматическими и интона­ ционными сторонами высказывания. Анафорические единства, как правило, вводятся в повествование для развернутой прорисовки характера персонажа, каких-то частных деталей его поведения, для яркого изображения предмета в конкретной обстанов­ ке. Они, видимо, эстетически эффектнее, так как скопление в них повто­ ров, параллельных течений и ходов нацелено на выражение неоднократно происходящего. Например: «Когда молилась за воинство, она вспоминала брата и Денисова. Когда молилась за плавающих и путешествующих, она вспоминала князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молилась за любящих нас, она молилась за своих домашних... Когда молилась о ненавидящих нас, она молилась и придумывала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них...» У А. С. Пушкина: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=