ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
^ ^ ^ Х Х У ^ е ж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения является опытом художественного осмысления эпохи духовного кризи са человека и мира, разрушающихся под воздействием инородного для российской ментальности видения мира. 4. Не случайно русская интеллигенция в тяжелый час духовного кризи са России ждала слова Л. Н. Толстого (см., например, письмо И. А. Гонча рова Л. Н. Толстому от 4 декабря 1858 года с призывом оценить духовную ситуацию в России). Повесть Л. Н. Толстого «Казаки» и явилась тем самым словом, кото рое помогло высветить проблему «человек и мир» в перспективе взаимо действия человека и мира на российской почве. 5. В этом произведении Л. Н. Толстого эксплицируется полно и за конченно архетип Всемирности, доминирующий в творческом сознании А. С. Пушкина. Огромную роль при этом играют формы языкового вопло щения, ибо духовность в плане ментальных черт не просто выражается в слове, но и формируется, направляется им. 6. Языковой анализ повести Л. Н. Толстого «Казаки» показывает, что ведущим для нее является концепт ЗАКОН. Объем семантики клю чевой лексемы отвечает народному миропониманию, согласно которо му ЗАКОН выступает как синкрета, вбирающая в себя естественное и нравственное основания, «неминучее начало» (В. И. Даль), т. е. то, на чем исходно зиждется человеческое самовыражение. Отсюда и противо поставление в творческом сознании Л. Н. Толстого духовного закона юри дическому, которое проявляется в антиномии «простой» и «сложной» жизни в художественном мире писателя как свойства всеобъемлющей ценности ее. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=