ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

^ ^ ^ Х Х У ^ е ж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения является опытом художественного осмысления эпохи духовного кризи­ са человека и мира, разрушающихся под воздействием инородного для российской ментальности видения мира. 4. Не случайно русская интеллигенция в тяжелый час духовного кризи­ са России ждала слова Л. Н. Толстого (см., например, письмо И. А. Гонча­ рова Л. Н. Толстому от 4 декабря 1858 года с призывом оценить духовную ситуацию в России). Повесть Л. Н. Толстого «Казаки» и явилась тем самым словом, кото­ рое помогло высветить проблему «человек и мир» в перспективе взаимо­ действия человека и мира на российской почве. 5. В этом произведении Л. Н. Толстого эксплицируется полно и за­ конченно архетип Всемирности, доминирующий в творческом сознании А. С. Пушкина. Огромную роль при этом играют формы языкового вопло­ щения, ибо духовность в плане ментальных черт не просто выражается в слове, но и формируется, направляется им. 6. Языковой анализ повести Л. Н. Толстого «Казаки» показывает, что ведущим для нее является концепт ЗАКОН. Объем семантики клю­ чевой лексемы отвечает народному миропониманию, согласно которо­ му ЗАКОН выступает как синкрета, вбирающая в себя естественное и нравственное основания, «неминучее начало» (В. И. Даль), т. е. то, на чем исходно зиждется человеческое самовыражение. Отсюда и противо­ поставление в творческом сознании Л. Н. Толстого духовного закона юри­ дическому, которое проявляется в антиномии «простой» и «сложной» жизни в художественном мире писателя как свойства всеобъемлющей ценности ее. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=