ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Х удож ест венное с о зн а н и е А. С. Пуш кина и JI. И. Т о л£ п ю го ^^^\^ Г. В. Звездова ПУШКИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ЯЗЫКОВОМ ВОПЛОЩЕНИИ ЗАМЫСЛА ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАЗАКИ» 1. Духовный кризис рубежа веков неизбежно отражается на всех аспектах самовыражения человека как такового. С особой силой сказывается драматизм дистанцирования человека от исконных моделей миропонимания. И чем глубже кризис современной духовной ситуации, тем настоятельнее потребность выстроить духов­ ную парадигму человеческой судьбы по исконным моделям жизнетвор- чества. Неудивительно, что именно сейчас мы начинаем заново открывать для себя духовную устремленность русской классики, основополагающие идеи которой выражены в творчестве двух русских гениев - А. С. Пушки­ на и Л. Н. Толстого. 2. Основополагающей для творческого сознания А. С. Пушкина яв­ ляется тенденция к целостному освоению Бытия - универсальность, со­ прягающая «крайности» как несовместимые контрасты Бытия. 3. Идея Всемира, пронизывающая творчество А. С. Пушкина и Л. Н. Тол­ стого, лежит в основе русской национальной идеи, выстраданной Россией в период Петровской духовной смуты. И тому и другому художнику был присущ народный тип мышления, доверие к правде мира в свете становления идеи Творения. Художественное сознание гениальных писателей вызвано к жизкк кризисной ситуацией духовной жизни России начала и середины XIX столе­ тия, связанной, прежде всего, с идеями бонапартизма в России. Если в творчестве А. С. Пушкина осмысливается встреча духовной культуры России с образом сверхчеловека как противостояние чужерод­ ному влиянию, то в художественном опыте Л. Н. Толстого осваивается на глубинном уровне человеческой природы взаимодействие нацио­ нального миропонимания и системы аксиологических представлений, привнесенной на русскую почву извне, т. е. творчество Л. Н. Толстого 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=