ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Худож ест венное сознание А . С. П ушкина и Л. Н. Толстого: А. Л. Золкин А. С. ПУШКИН И Л. Н. ТОЛСТОЙ: ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Начало XIX века - время становления русского литературного языка. У истоков этого процесса стоял Н. М. Карамзин, и для множества признанных и непризнанных отечественных поэтов и прозаиков проблема литературного языка сохраняла свою актуальность. В течение XVIII века писатели в целом недооценивали прозу и единственным надежным путем к творческому признанию считалась поэзия. А. Сумароков в «Пись­ ме о чтении романов» даже утверждал: «Чтение романов не может на­ зваться препровождением времени; оно погубление времени» 1. М. Ломо­ носов определял роман так: «Пустошь, вымышленная от лю дей»2. Поэтому, принимаясь за «Евгения Онегина», А. С. Пушкин колеблется в определении жанра, останавливаясь на паллиативном решении: роман, но в стихах. И едва закончив «Онегина», он пишет «Повести Белкина», пробуя возможности поэтического слова в прозе. По наблюдению Б. Эйхенбаума, Пушкин к своей прозе шел от стиха, «Роман требует болтовни,- писал он А. А. Бестужеву в 1825 г.,- высказывай все начисто» 3. Придание роману статуса художественного произведения осуществляется Пушкиным, с одной стороны, с помощью использования поэтического слова, а с другой - через специфическую циклическую компо­ зицию. Он подчеркивал, что каждая из пяти повестей не просто выдума­ на, а рассказана Белкину, который выступает лишь рассказчиком рас­ сказанного. Используя этот опыт, М. Ю. Лермонтов объединяет пять повестей «Героя нашего времени» уже не фигурой одного рассказчика, а фигурой главного персонажа. Многие авторы 30-40-х гг. прячутся за маску издателя чужих рукописей. Н. А. Полевой в предисловии к «Клятве при гробе Господнем» пишет: «Это история в лицах, романа нет... Пусть все живет, действует и говорит, как оно жило, действовало и говорило» 4. Л. Н. Толстой в поисках связи литературы и жизненной правды не только пришел к отрицанию той конкретной формы романа, которая наметилась «Повестями Белкина»,- он радикально утверждал, что время ро­ манов вообще прошло. В дневнике 1909 г. он отмечал: «...Напрашивается то, чтобы писать вообще вне всякой формы... Не как художественное, а выска­ зывать, выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь» 5. «Мне кажется,- 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=