ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
^ ^ М е ж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения В. А. Сарычев А. С. ПУШКИН И Л. н . ТОЛСТОЙ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ И. А. БУНИНА Означенная тема предполагает широкий и многосторонний анализ всех ее аспектов и вполне может претендовать на монографический ста тус. Однако жанр небольшой статьи неизбежно ограничивает авторские дерзания, позволяя высказаться лишь по самым общим, хотя и заключа ющим в себе несомненную эстетическую ценность, вопросам. Художественный мир Бунина - сложное образование, вобравшее в себя многие явления предшествующей и современной ему культуры. Вместе с тем творческую позицию писателя всегда отличал эстетичес кий консерватизм, проявлявшийся, в частности, в остронеприязненном от ношении к модернизму и модернистам. Так что, когда много позже он говорил об особой «модерности» своих творений, то никак не связывал ее с модернизмом рубежа веков, неизбежно пошлым в его глазах, да к тому же запятнавшим себя, по его твердому убеждению, унизительной вну тренней связью с революцией. Однако вопрос о творческом методе Бунина не столь прост, как это представляется многим исследователям писателя. Не вызывает сомнения, что в основе бунинского мировидения лежит доверие к жизни. Более всего его раздражал присущий модернизму эстетический утопизм, чреватый опаснос тью отрыва от субстанциональных корней, способный обернуться насилием над действительностью. Вместе с тем Бунина, одного из самых «неэтичес ких» (В. Линков) русских писателей, сближает с модернистами эстетическое понимание мира и человека. Думаем даже, что в данном случае необходимо говорить не о типологической черте эстетики Бунина и русского модернизма, а о более глубинном свойстве его мировосприятия. Кроме того, являясь че ловеком двадцатого столетия, он трезвее, чем его предшественники, относит ся к иррациональным сторонам жизни, выделяя в ней разные аксиологичес кие пласты и уровни. Все это вместе взятое позволяет говорить об особой онтологии Бунина, оказавшей безусловное влияние на его диалог с русской литературой XIX века. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=