ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

и мире» они раскрыты как значимые и решающие события в череде жизни и судьбе народа и героев романа. Исторические события не вторга­ ются в жизнь героев, ломая ее привычный уклад, судьбы героев, они сопутствуют им, составляя фон и атмосферу их существования. Пересече­ ние исторического и личного в романе-эпопее выявляется в различных формах на протяжении всего действия. Наполеон, один из персонажей толстовского романа, стоит в череде романтических героев и молодых честолюбцев литературы XIX века. В стихотворении А. С. Пушкина «Наполеон» это губитель свободы. В ро­ мане Л. Н. Толстого - жалкий честолюбец, теряющий свою роман­ тическую привлекательность в глазах тех, для кого был кумиром (князь Андрей). Возникает вопрос «почему?». Толстой отвечает на этот вопрос в романе: «Совершилось противное человеку действо». Продолжая пушкинскую традицию, Толстой предпринимает эстети­ ческое освоение действительности. Редко попадают в поле внимания исследователей проблемы, акту­ альнейшие для XIX века и его литературы: карьеры, денег, самореали­ зации личности. Пушкин отдал им дань образом Германна, у Толстого же они отражаются не только в образе Андрея Болконского, пережив­ шего это после встречи на Аустерлицком поле, и Пьера Безухова, ни­ когда не стремившегося к ней и ставшего для Толстого носителем иных ценностей, но в образах неимущих «Растиньяков», таких как Борис и Берг. Преемственность пушкинской традиции у Толстого проявляется в рамках становления жанра: А. С. Пушкин создает роман в стихах «Евге­ ний Онегин», Л. Н. Толстой - семейный роман «Анна Каренина». Драматургия, занимая у каждого из гениев весьма незначительное место, тем не менее должна была решить те художественно-нравственные проблемы, которые стояли перед современным авторам обществом: во­ площение вседозволенности - Борис, Германн, Сальери; толстовские герои - исторические личности иной эпохи, носители жестокости, нераз­ витости, бездуховности, процветающей темноты и подлости. Толстой ге­ ниально рассмотрел новый класс, новое общество с новой «моралью» и новой системой «ценностей». Нам видится в пьесе Толстого «Власть тьмы» постановка тех вопросов, что в XX веке будет представлены в ра­ боте X. Ортега-и-Гасета «Восстание масс». (ХУ_Международные Толстовские чтения _________________ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=