ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Художественное сознание А. С П уш кина и Л. Н. Толстого < Первые произведения Толстого выпадали из общего процесса развития русской литературы XIX века. Темы, волновавшие молодого писателя,- нравственные, психологические - не совпадали с той соци альной проблематикой, которая была присуща авторам «натуральной школы», развивавшим традиции Пушкина и Гоголя. Тем не менее связи Толстого с предшествующей литературной традицией тесные и органичные. Основная доминанта трилогии - формирование молодого человека, его отношений с окружающими, история поисков своего предназначе ния. Это тема «Онегина», других, что называется, романов воспитания в русской и мировой литературе. История молодого человека начала века, выросшего в условиях кре постной России «переходного» времени, затрагивала различные аспекты общественной жизни. В отличие от Герцена и Тургенева, Салтыкова-Щед рина и даже Лермонтова, герои Толстого - люди онегинского сословия, воспитания и образа жизни. Интерес к национальной истории, обозначенный у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке» и «Борисе Годунове», обозначен у Л. Н. Толстого через современников поэта - декабристов: роману-эпопее «Война и мир» предшествовал оставшийся незаконченным роман «Декабристы». Как отмечал М. Б. Храпченко, «западноевропейский и русский исторический роман первой половины XIX века, развивавшийся в русле реалистическо го искусства, накопил значительный творческий опыт не только в умении "воскресить минувший век во всей его истине" (Пушкин), но и в раскрытии связи судеб человеческих с судьбами общественными, народными» '. Герои исторических произведений А. С. Пушкина включены в поток больших исторических событий, что и определяет их судьбу. Личная жизнь героев развивается на фоне исторических событий («Капитанская дочка»), вступает в столкновение с внешними силами, и зачастую герой гибнет, выступая жертвой стихийных сил («Медный всадник»), расплачи ваясь за собственные поступки («Борис Годунов»). Наряду с другими своими предшественниками в русской литературе, Л. Н. Толстой чутко воспринял данный опыт А. С. Пушкина, но его освя щение исторической действительности носило собственный характер. Если в исторических произведениях первой половины XIX века исто рические события, каждое из них, являются основой сюжета, то в «Войне 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=