ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
'^ ^М еж д ун а р о д ны е Толстовские чтения Е. А Гервольская А. С. ПУШКИН И Л. Н. ТОЛСТОЙ: ЭТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Несмотря на, казалось бы, разительное несовпадение художествен ных и этических взглядов и положений А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого - двух гениев русской литературы, создавших поэтическое и прозаическое направления, представляющих до сих пор вершины не только русской, но и мировой литературы, обнаруживается внимание к одним и тем же художественным гениям (Шекспир), интерес к истории России в попытке решить важнейшие вопросы современной гениям власти, рассмотрение проблем становления личности, отношения к людям искусства и т. д. Вряд ли стоит забывать тот факт, что с формированием светского сознания в стране исконно религиозной, где сами авторы воспитывались в православной традиции, а философско-мировоззренческая культура была ориентирована на западную традицию, литература становится наи более приемлемой, доступной и национально значимой формой самосо знания, в этой связи появление А. С. Пушкина с его всеобъемлющей вклю ченностью в широкий круг национальных проблем, в различные виды и стили, направления и художественные методы, с традициями преем ственности западных и русских романтиков, таких как Байрон и Жуков ский и т. д., стало не только началом новой национально-литературной традиции, но началом новой нации и ее общества. При различии художественных жанров и методов у А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого темы, герои и проблемы совпадают и обозначают опре деленную преемственность, несмотря на художественную доминанту у А. С. Пушкина и этическую у Л. Н. Толстого. Обращаясь сегодня к Л. Н. Толстому, помня о его философских и рели гиозных взглядах, нравственных поисках, мы зачастую забываем о том, что осознание себя как писателя и мыслителя у автора «Войны и мира» произо шло, как мы знаем, через литературно-художественную форму и тот худо жественный метод, который был близок создателю «Евгения Онегина». 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=