ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
любви к своему сыну» (т. 2, ч. 5, гл. XIII). «Импровизированный бал» у графини Безуховой, на котором Наташа в утрированной форме повто ряет любовную «горячку» пушкинской героини («Татьяна то вздохнет, то охнет»), вообще глубоко полемичен. «Мультигенетизм» ситуации ос ложняется, в частности, полемикой с романом «Что делать?», где Вера Павловна неестественно равнодушна к блестящему Мишелю, который, в свою очередь, пародирует образ «лишнего человека». И в то же время страшный вопрос «Что делать?», на который ищет и не может найти ответа раздвоившаяся Наташа,- генетически пушкинский: «Тот, от которого убе жала, кого боюсь я, как несчастия, здесь. Что мне делать? голова моя кружится, я теряюсь, ради Бога, реши, что мне делать?» («Роман в пись мах», п. 6). Криптоцитаты из Пушкина то здесь, то там мелькают у Толс того: «Говорят, это брак по страсти. - По страсти?.. Кто нынче говорит про страсти?» («Анна Каренина», ч. 2, гл. VII). «То ли дело дома! Про снешься не торопясь, посердишься на что-нибудь...» (там же, гл. XXXV). «Мы аристократы, а не те, которые могут существовать только подачками от сильных мира сего и кого можно купить за двугривенный» (там же, гл. XVII). «Убил бы он меня, убил бы его, я все бы перенесла... но нет, он... по их глупому закону это можно» (ч. 3, гл. XVI). Знаменитый дуб в «Войне и мире» выглядит и литературным «старцем»: А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто. («...Вновь я посетил...») Сватовство Анатоля Курагина к княжне Марье является пародией на «Барышню-крестьянку»: «Убралась, как дура! - подумал он, злобно взглянув на дочь,—Стыда нет! А он ее и знать не хочет!» (т. 1, ч. 3, IV). у Пушкина: «Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, ка^Р— а пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны... взбиты были, парик Людовика XIV». Позерство Анатоля, его «драгоценная для а способность спокойствия» восходят к манерам юного Берестова: седСТаРики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алек- ЗДес^азмышлял 0 том>какую роль играть ему в присутствии Лизы». Дело не ограничивается конфликтом «отцов и детей», но и содержит Художественное сознание А. С. П ушкина и Л. Н. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=