ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
В .В .РО ДШ МГОПй, Москяа ТОЛСТОЙ О НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИЙ ДИ'ЕЙ МАТЩАТШЛ Интерес к возможности формирования математических предста2- лений у детей дошкольного возраста возник давно. Так, еще в xyj веке в "Букваре" первопечатника Ивана Федорова говорится о необ ходимости обучения детей счету и числу. При этом он считал, чю математические понятая должны (формироваться у детей исключитель но в игровой деятельности. В ХУП-ХУШ веках делаются попытки 'определить содержание и методы обучения детей математике до школы. Вто нашло свое отра жение в педагогических системах Я.А.Коменского, И.Ф.ПесТа®оцци, U .Монтессори, Ф.Фребеля, К..Д.Ушинекого и др. бначительные ценности в культуру преподавания математики детей младшего школьного возраста внес Л.Н.Толстой. Одн:« из на правлений этой работы было критическое .пайладе нив и изучение сложившейся на Западе и складывающейся у нас методики обучени.-i арифметики. Толстой подверг резкой критике ионо-графи<'8щшЙ ме тод обучения детей математике, разработанный немецвим пеихологои и дидактом А.Грубе и использования# у нас в России й.Л.Паульсо- ном и В.А.Ь'втуиевским. В 1Ь72 году Л.Н.Толстой издал свою "Азбуку", £дним из раз делов которой был "С че т", в этой работе он определил содержание обучения арифметики: счет в пределах сотни в прямом и обратно!; порядке, изучение нумерации, а также разработал методику работы с детьми - использование игр и наглядных средсиз Обучения. Л.Н.Толстой опередил свой век. Он создал экспериментальную методику преподавания арифметики, которая в XX веке могла бы сменить эмпирическую. Самой большой заслугой Л.Н.Толстого била разработка новых принципов обучения детей математике: изучение арифметики на основе генетического метода; учэт возрастных Осо бенностей детей и психологических основ обучения; введение в жизнь так называемой "народной арифметики1 с ее числовой сме калкой, задачами, приближающимися к жизненной реальности. Он предлагал целостную систему обучения математике, включая арифме тику, геометрия и алгебру. Педагогические идеи Л.Н.Толстого актуальны в настоящее вре мя а могут быть использованы при разработке содержания н метод*1' я* обучения латецатике детей дошкольного возраста; 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=