ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Результаты самопознания и построенная на их основе воспита- гвльная работа выводят нас на уровень устойчивой сформированно- с1и системы отношений. А на следующем этапе вступает в своя пра- ,з процесс педагогического воздействия, который получает реали­ зацию параллельно с самопознанием. Таким образом, сущность процесса воспитания реализуется в полном объеме его существенных признаков, в самопознание высту­ пает фактором формирования всей гаммы отношений в личности. Та­ кова перспектива, заложенная в трудах Л.Н.Толстого. И, воэвра- цаясь к его педагогическому наследию, мы должны подчеркЬуть.что сила педагогических поисков Л.Н.Толстого заключается в том, что он до конца своих дней отстаивал теорию "свободного" воспитания, выступал против всякого насилия над личностью ребенка, требовал развития творчества детей. Вго взгляды открывали перспективы со­ вершенствования процесса воспитания, углублен-я его сущности,хо­ тя и на являлись стройной педагогической системой. Несомненно, что существуют и противоречия в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого, что естественно является отраже­ нием тех противоречивых исторических условий, в которых развива­ лась вся русская педагогика во второй половине прошлого века. Несомненно и то, что педагогическая теория Толстого в ее положительных сторонах проникнута демократизмом, ненасилием. Не­ удивительно, что прогрессивные педагоги того времени нахохлись под влиянием идей Толстого, призывавшего к развитию творческого потенциала ребенка. Современные условия перестройки общества требуют усилена^ гуманистических аспектов воспитательной деятельности. Система воспитания в атих условиях переживает кризисный момент. Возник­ ло противоречие между типовой системой воспитательной работы о Детьми и нарождающимся подходом с позиций субьектно-субмктных отношений. И внимательное прочтение педагогического наследив Толстого побуждает к смелому поиску новых путей в обучении я вос­ питании, глубокому проникновению в духовный мир ребенка. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=