ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Испытуемые должны были прослушать тексты этих рассказов и ответить на вопросы. Смешная история или нет? Если смешная.(не- ' смешная), то почему? Нравится главный герой (героиня)? Если нравится, то чем? Кроме того, им поручалось проиллюстрировать прочитанные тексты. Анализ детских работ позволил выделить пять уровней воспри­ ятия детьми комического. Первый - дети называют рассказы смешными, но не могут объ­ яснить, почему они смешные. Второй уровень - комментируются комические детали. Света И.: "Смешные шишки у р е б я т ..." Игорь С .: "Смешно, как галка камушки таскает к кувшину". Третий уровень - комментируется конец комической ситуации. Таня А .1 "Смешно. Галка догадалась, как достать воду из кувшина", Витя К .: "Смешно, квк мужик заставил лошадь войти на паром". Четвертый уровень - пересказываются сюжеты рассказов. Пятый уровень - сопоставляются части комических противоре­ чий и дается оценка действий персонажей. Антон В .: "Глупая Жучка хотела взять кость, и кость не взяла, и свою упустила". Из комментариев детей мы узнали, что некоторые из них отож­ дествляют понятия "смешной" и "веселый", называя рассказ о маль­ чиках, набивших шишки, не смешным, а грустным и аргументируя тем, что "ведь им, наверное, больно было". Комические персонажи понравились большинству участников опытной-работы тем, что они их рассмешили, были "умными, хитры­ ми и догадливыми" (о галке, мужиках, обхитривших вора и упрямую лошадь). Шалуны-мальчики многими ребятами были названы плохими. Слег В . : "Не нравятся они мне, потому что дерутся". Дима С.^"Пло­ хие. Они меня набили бы". s На рисунках дошкольников запечатлены концовки сюжетов (ра з­ вязка действия - горящая на воре шапка, мвльчики с шишками на лице, необычные средства достижения цели - галка несет камушки к кувшину, мужик дергает лошадь за х во ст). Полученные данные мы рассматриваем как предварительные, но, исходя из них, предполагаем, что рассказы из "Азбуки" Л.Н.Тол- отого можно использовать как эффективное средство диагностики и формирования чувства юмора и художественного восприятия у до­ школьников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=