ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
0 .М.ПОПОВА, H.Л.ЛИХАЧЕВА Щедринский пединститут ВОСПРИЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ КОМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В РАССКАЗАХ ИЗ "АЗБУКИ" Л.Н.ТОЛСТОГО В литературе, посвященной развитию у детей чувства юмора, прослеживаются мотивы конического на разных возрастных этапах, рассматриваются особенности восприятия и конструирования детьми комического. Особенности восприятия дошкольниками смешных картинок изу чали Д.Ф.Николенко, Р.л.Садыкова, £ .А.Бондаренко и др. Они об наружили зависимость восприятия комического от уровня знаний и умственного развития детей (Р.И.Садыкова), их отношения к коми ческим лерсонажам (плохой - хороший, приятный - отталкивающий, знакомый - незнакомый и т .п ., - В.А.Бондаренко), степени сформи- рованности представлений о логическом последовательности собы тий, гармоническом сочетании деталей объектов, обязанностях ли цей разных профессий, назначении вещей, нормах и правилах пове дения ( 0 .М.Попова), социально-психологической обстановки, в ко торой дети 8накомятся с комическим материалом. Слабее других нзучвнв одна из актуальных проблем художест венного восприятия - закономерности .восприятия детьми дошколь ного возраста элементов комического в литературных произведени ях. Это побудило нас попытаться исследовать особенности постиже ния дошкольниками комического смысла рассказов из "Азбуки" Тол стого. В опытной работе участвовало' 75 детей четырех - шестилетне- го возраста. Им зачитывалось пять рассказов Л.Н.Толстого. В трех из них персонажи решают поотавленные перед собой задачи остроум ными средствами: галка бросает в кувшин камушки, чтобы в нем со дна поднялась вода и можно было напиться; мужик, сказав, что на воре шапка горит, провоцирует последнего обнаружить себя; другой мужия заставляет упрямую лошадь войти на паром, оттаскивая ее за хвост от него. В одном из рассказов пружиной коцизма является несоответствие предполагаемого действительному - собака, приняв свою тень в воде аа реальную собаку с костью в зубах, бросает настоящую кость, чтобы вытащит* из воды мнимую, и остается ни с Чем. Комизм последнего рассказа построен не несоответствии дей ствия результату: мальчики, изображая дерущихся овец, стукаются лбами, и в результате у одного появляется шишка на лбу, а у дру гого у глаза. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=