ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
творческого самовыражения. В педагогическом наследии Л.Н.Толстого прежде всего при- •влакает: - демократизм и гуманизм его идей, проявляющиеся в искрен ней любви к детям, уважении к личности реСенка, гуманном отно шении к ним, глубокая вера в творческие силы детей, отсутствие всяких средств подавления, свободное развитие каждого. Л.Н.Тол стой всегда ждал на урок ребенка, который "несет только себя и свою восприимчивую натуру". А потому главным принципом его педа гогики - не понуждать, а побуждать к творческой деятельности,и,- естественно, вся его методика была направлена на реализацию это го требования; - стиль отношений между учителями и учащимися, доброжелатель ность, полное доверие, особая атмосфера школы, жизнерадостность, творчество; - отказ от казенной педагогики, консервативных устоев школы, ее бездушия, бюрократизма, оторванности от жизни и интересов де тей; ч - нетерпимость Л.Н.Толстого к формализму, шаблону, отупляю щему обучению, к пассивному состоянию учеников на уроке; - высокая требовательность к учителю и, главное, творческий метод работы учителя. Л.Н.Толстой считал школу мастерской, где творят человека, человека гуманного, доброго, свободного, творческого, счастливо го. Эти гуманистические идеи можно продолжать, но и рассмотрен ные нами звучат как слово сегодняшнего дня. Они воплощались и обогащались в практике педагога-гуманиста нашего времени В.А.Су- хомлинского, в работе педагогов-новаторов, чья педагогическая деятельность ориентирована на общечеловеческие ценности и идеалы. «7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=