ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
На основании данное и других примеров мы приходим к выво ду об определенной значцюсти спецкурса в развитии аналитичес ких, исследовательских ^ений студентов, в расширении их педаго гической эрудиции, в форкирсвании нравственных ценностей самих студентов. Все вмесге ВЕятое способствует дальнейшему формирова нию педагогического мышл»ция будущего учителя. И.Л. ПЕТРОВА Брянский пединститут ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА IKДАГОГИКИ Л.Н.ТОЛСТОГО Обращение к подагог^ческому наследию Л.Н.Толстого помогает глубже осмыслить истоки гуманистических начал в педагогике и раз витие этих тенденций в современное время. Отказ от авторитарной, менторской педагогики, поворот к' лич ности ребенка, его свободному развитию - это исходные позиции педагогики ненасилия, коюрая начинает получать широкое признание во всем мире. Именно твкзя педагогика может оказать помощь в предотвращении катастроф» в духовной, нравственной сфере челове ческого бытия, избавить ит насилия, вандализма, жестокости и всех других негативньх ярений в среде молодежи. Насилие всегда порождает насилие и дает адекватные плоды воспитания. Чего больше всего б1ятся сегодня дети7 Анализ их ответов в анкетах, проводимых s pflje школ Брянска, показывает: бояГся элых учителей, родительских собраний (очевидно, после собраний идет фиэическое возмездие за *лохую учебу и проступки в силу педаго гического бессилия р о д и м е й ), бандитов, а только потом различ ных природных катаклизма, ВОйн и др. ■ Л.Н.Толстой как никю другой прекрасно понЛ&л эту простую истину, эти проблемы волговали его на протяжении всей жизни. Без любви к людям, без любви к детям он не мыслил своей жизни и именно эт8 любовь стала Лижущей силой его творческой деятельно сти, в том числе и педагогической, которую он считал самым свет лым периодом своей жизни, Эта любовь ярко пр 0 »алплась в 8го практической деятельно сти в Яснополянской школе, в кратких, но наполненных благогове нием к личности каждого }ченика психологических характеристиках, в самой методике обучения, j @го статьях, с душой составленных учебных книгах для датей, прогулках о ними, создании наиболее благоприятных условий дл» проявления лучших сил ребенка и его Ь6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=