ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

л анализ педагогических взглядов и деятельности Л.Н.Толстого, помогает определить его влияние на развитие русской культуры. В задачи спецкурса входит: а) рассмотрение влияния просвещения и педагогической мысли в Западной Ьвропе и России XIX века на становление и развитие философских, психологических и педагогических идей Л.Н.Толстого; 0) раскрытие самобытности и диалектического характера пе­ дагогического наследия Л.Н.Толстого; в) творческое использование педагогического опыта Л.Н.Тол­ стого в современной практике обучения и воспитания. В процессе работы по спецкурсу рекомендуется использовать различные формы занятий: лекции, творческие дискуссии, семина­ ры, практическое знакомство с традициями толстовской педагогики в школах г.Тулы и области, встречи с научными сотрудниками му­ зея-усадьбы "Ясная Поляна" и др. Результаты деятельности студен­ тов могут быть оформлены е вида докладов, рефератов, курсовых работ. Программа спецкурса рассчитана на 16-20 часов, где соотно­ шение лекционных и практических занятий условно. Ко всем темам спецкурса рекомендовано достаточное количест­ во литературы. Трехлетний опыт проведения данного спецкурса привел нас к следующим наблюдениям. Наибольший интерес у студентов вызывают такие темы, как "Эволюция мировоззренческих взглядов Л.Н.Толстого", "Идея "сво­ бодного воспитания", "Вопросы сеиейного воспитания", "Наказания и насилие в воспитании", "Частные методики" и др. Рассматривая мировоззрение Л.Н.Толстого, студенты не обхо­ дят вниманием его религиозные взгляды, отмечают несоответствие данных в литературе оценок действительности. Слова В . .1.Ленина о "помащике, юродствующем во Христе" били возведены в абсолют и практически закрыли дорогу любому более или менее объективному исследованию втой проблемы. Определенное влияние на развитие студентов оказывает про­ цесс анализа проблемы о наказаниях и насилии в воспитании, вмес­ те с Л.Н.Толстым они осознают, что "наказание ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе и развращает людей обещанием ела, лишая добродетель ее главной основы", что "учить людей мо«- но тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силово делать то, что нам хо­ чется". 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=