ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

таться о теми колосальными переменами, которые произошли с 1917 года. Ведь за эти годы немало было и хорошего и прогрессивного. Над этим работают сейчас в Бурятии теоретики и практики. Н.Б.ОРЛИХИНА ТО ИПК РНО, Тула И8УЧКНЛВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО СЛУШАТЕЛЯМИ ФПК ОНО Кризисная ситуация я воспитании и образовании молодежи по­ буждает нас обратиться к истории отечественной философии и педа­ гогики. Особое место в ряду предшественников занимает духовное на­ следие Л.Н.Толстого. Накоплен опыт его изучения студентами педа­ гогических институтов, но пока еще недостаточно - учителями и руководителями школ. Крэйне важно включение педагогических идей и опыта Л.Н.Толстого по организации школьного дела в содержание повышения квалификации организаторов народного образования, что даст возможность через разные формы обучения (лекции, спецсеми­ нары, рефераты) глубоко осмыслить их и применять в своей практи­ ческой деятельности. Л.Н.Толстой интересен как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, пламенный защитник гуманного отношения к детям. Он был убежден, что "образование есть потребность вся­ кого человека" и поэтому необходимо создавать условия для удов­ летворения этих потребностей. Он боролся с шаблоном и трафаре­ том в воспитательно-образовательной работе, внимательно изучал своих учеников, стараясь найти подход к каждому. От отрицания роли воспитания - к диалектике воспитания и образования - таков эволюционный путь общефилософских воззрений Л.Н.Толстого на проблемы воспитания. Особую значимость приобретает изучение педагогического на­ следия при осмыслении актуальных проблем теории и методики вос­ питания.Принципиально важной сегодня является формулировка це­ лей воспитания. Мечта человечесава о свободном воспитании, все­ сторонне развитой, гармоничной личности и мысли Толстого со­ звучны. Развитие личности ребенка, вооружение его знаниями и навы- U0

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=