ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Политические перемены, экономические подъемы и падения, со­ циальные взаимопереплетения, чудовищные разрушения культуры, от­ каз от исторической духовности, действительные и мнимые показа­ тели повышения грамотности и образованности в истории и практике развития нашей страны до основания перетрясли и отторгли органи­ ческие взаимосвязи содержания и процессов обучения и воспитания молодежи от естественных условий, исконной материальной и духов­ ной культуры, традиций и быта каждого цврода. Особенно эти последствия сказались, проявляются и действу­ ют на становлении представителей немногочисленных народов России. Так, например, среди бурят, общая численность которых составля­ ет более 3DC000 человек, а в Ьурятии проживает около 200000 че­ ловек и коренное население составляет около 1/5 всего населения республики, названные особенности проявляются устойчиво и силь­ но. Вот уже несколько поколений бурят не знают родного языка, не могут говорить и общаться между собой даже на бытовые темы, ле говоря уже о знании родной культуры и приобщении к ней. Нормы национального этикета, традиции и обычаи в поведении и отношениях среди бурят полностью утрачены, а поведенческом -смысле это 'полностью обрусевшие, европеизированные индивиды, лишь по облмчию, конституционному сложению, духу - бурнты. Дан­ ное несоответствие все больше осознается по маре взросления каж­ дого, что порвждает внутренний дискомфорт, достойной личностью невозможно стать без обладания зтноспецифическими особенностями. В связи с этим со второй половины 80-х годов в школах рес­ публики качала проводиться работа по этниаэции детей-бурят. Это прежде всего овладение родным языком, на этой основе - родной литературой, вводится курс по истории и культуре бурятского на­ рода. В начальных классах отдельных школ предметы изучаются на бурятском языке и в единицах школ - в средних классах. Отрадно, что в школах со смешанным национальным составом во всех классах изучают бурятский язык. Началось восстановление и ведение некоторых народных тради­ ций, приобщение к исконно народным ремеслам. Но предстоит еще немало работать нэд возвращением глубоко уважительного стиля об­ щения между разными поколениями, представителями разных народов, родов, поселений и т .д . Возвращение и восстановление традиций прошлого должно соче­ 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=