ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

"Ложкой кормит, стебаем глаз колет". Механизм ее реализации мож­ но объяснить с точки зрения задачи-действия. На первом этапе был найден способ решения - организация и руководство совмест­ ной деятельностью. Учитель и ученики одновременно и самостоя­ тельно работали над сочинением: "Ну, - сказал я, - кто лучше на­ пишет, и я с вами". Наиболее важный этап - совместное создание черновика, ilo нашему мнению, это и был момент "наведения" на правильное решение. Для этого использовались способы, позволяю­ щие ребятам искать точные приемы для написания сочинения. В спо­ ре высказывалась разные точки зрения: "У меня в голове требова­ ния правильности и верности мысли пословицы к повести; у них, наоборот, были требования художественной правды". Кроме того,при менялись обсуждение, намак, подсказка. На втором этапе решения задачи роль учителя изменилась. Ак­ тивность проявляли сами дети. По случайности черновик произведе- ния был утрачен (использован на хлопушки и сожжен). Но ребята его восстановили, используя принцип совместной деятельности: "Я слышал только, кйк они тихим голосом переговаривались между со­ бой", - пишет Л.Н.Толстой. Результат, как свидетельствует писа­ тель, "представлял собой вариант того же. Некоторые вещи были пропущены, некоторые новые, художественные красоты прибавлены". Таким образом, приемы обучения детей в указанной статье можно считать описанием процесса решения педагогической задачи, механизм которой объясняется с позиции эадачного подхода в обу­ чении. г.ц.молонов Бурятский пединститут, Улан-Удэ 8ТЙИ8АЦИЯ ОБУ4SHHЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ПЕДАГОГИКИ Л.Н.ТОЛСТОГО Великий мыслитель и педагог Л.Н.Толстой обучение и воспита­ ние крестьянских детей осуществлял в естественных условиях, гл у­ боко связывая содержание образования с историей и культурой на­ рода. Общение с детьми строилось на уважении, доверии, применяя современную терминологию, можно сказать - на педвгогическом со­ трудничестве. Умом и чутьем, здравым смыслом и жизненной практи­ кой Лев Николаевич был убежден, что детей, и в частности кресть­ янских детей, нельзя и невозможно отдалять от родной стихии,что это губительно может сказаться на духовном, нравственном, трудо­ вом, гражданском и эмоциональном становлении каждого. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=