ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

H.А.ШСЛИВВЦ Белгородский ПвДИНСТИТуТ I.d.TOlCTCfl к ВАДАЧЯыЙ ЛОДХСД a Cbi4Jirl-;ii ДЬаВЙ В литературной наследии л.Н.Толстого немалое иесто занима­ ет размышления о школе, характеризуются разнообразные находки в обучении. В статье "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" рассказано о прие­ мах, позволяющих автору увлечь детей такой сложной работой,как сочинение на заданную тему. Йели рассмотреть описание процесса обучения с точки зрения современных концепций, то можно увидеть преимущественную реали­ зацию вадачного подхода. Вго суть в том, что "деятельность учи­ теля-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения многочисленных типов и форм педагогических задач разной классификации и уровней" (Сластенин Б .А . формирование социально активной личности учителя советской школы в процессе профессио­ нальной подготовки. М., 1976. С .38). Преиде чем привести доказательства в пользу высказанной точки зрения, уточним понимание задачи в педагогике вследствие неоднозначности данного термина. Одни авторы считают, что зада­ ча - это форма учебного материале, учебных заданий (М.а.Данилов, К.Журавлев, В.И.8агвязинский), другие - вид заданий (й.й.Лер­ нер), третьи использует понимание термина "задача" как синоним термина "проблема" (И.И.Махмутов). Особое направление связано с пониманием задачи как средства реаливации взаимосвязи мыслитель­ ной и практической деятельности, т .е . действия как "цели, данной в определенных условиях" (А .Н.Леонтьев, С .Л .Рубинштейн). Процесс решения такой задачи включает в себя: а) нахождение способа ре­ шения, б) применение найденного принципа решения для ьтапов проверки и преобразования. Условием выполнения атих этапов яв­ ляется "наведение" на правильное решение ( А.Н.Леонтьев). В педагогической аадвче последнего типа характерна смена роли учителя: от активной деятельности вместе с учениками до от­ носительно пассивной в роли консультанта, помощника. Леилется и позиция учеников: от активной под руководством учителя до актив­ ной при полной самостоятельности. Судя по описанию, Л.Н.Толстой поставил перед собой педаго­ гическую задвчу, целью которой явилось обучение детей умению писать сочинение на заданную тему, в частности по пословице

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=