ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
H.А.ШСЛИВВЦ Белгородский ПвДИНСТИТуТ I.d.TOlCTCfl к ВАДАЧЯыЙ ЛОДХСД a Cbi4Jirl-;ii ДЬаВЙ В литературной наследии л.Н.Толстого немалое иесто занима ет размышления о школе, характеризуются разнообразные находки в обучении. В статье "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" рассказано о прие мах, позволяющих автору увлечь детей такой сложной работой,как сочинение на заданную тему. Йели рассмотреть описание процесса обучения с точки зрения современных концепций, то можно увидеть преимущественную реали зацию вадачного подхода. Вго суть в том, что "деятельность учи теля-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения многочисленных типов и форм педагогических задач разной классификации и уровней" (Сластенин Б .А . формирование социально активной личности учителя советской школы в процессе профессио нальной подготовки. М., 1976. С .38). Преиде чем привести доказательства в пользу высказанной точки зрения, уточним понимание задачи в педагогике вследствие неоднозначности данного термина. Одни авторы считают, что зада ча - это форма учебного материале, учебных заданий (М.а.Данилов, К.Журавлев, В.И.8агвязинский), другие - вид заданий (й.й.Лер нер), третьи использует понимание термина "задача" как синоним термина "проблема" (И.И.Махмутов). Особое направление связано с пониманием задачи как средства реаливации взаимосвязи мыслитель ной и практической деятельности, т .е . действия как "цели, данной в определенных условиях" (А .Н.Леонтьев, С .Л .Рубинштейн). Процесс решения такой задачи включает в себя: а) нахождение способа ре шения, б) применение найденного принципа решения для ьтапов проверки и преобразования. Условием выполнения атих этапов яв ляется "наведение" на правильное решение ( А.Н.Леонтьев). В педагогической аадвче последнего типа характерна смена роли учителя: от активной деятельности вместе с учениками до от носительно пассивной в роли консультанта, помощника. Леилется и позиция учеников: от активной под руководством учителя до актив ной при полной самостоятельности. Судя по описанию, Л.Н.Толстой поставил перед собой педаго гическую задвчу, целью которой явилось обучение детей умению писать сочинение на заданную тему, в частности по пословице
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=