ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
стического, прямолинейного подхода к выбору методов обучения выступает как требование творческого подхода к организации цесса обучения. Толстой считает, что учитель, дабы достичь у !°' ха, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, ripe? красный пример тому - исключительное знание самим Толстым ных и интеллектуальных особенностей детского возраста, его уМв ние проникать в психологию ребенка ("Кому у кого учиться писа^ крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // п„,! соч. С .271). '* Не меньшее значение для учителя, считает Толстой, имезт н» личие собственно знаний по предмету: "Хочешь наукой воспитать ученика, люби науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и наук* и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не’любишь ее, то, сколько ' бы ты ни заставляв их учить, наука не произведет воспитательного влияния" (Там же. С .231). От у ^ те л я Л.Н.Толстой требует непре станной работы над собой, над повышением уровня своих знаний,со- вершенствованием своего педагогического мастерства: "Так кэк'дв- ло преподавания есть, искусство, то оконченность и совершенство не достижимы, а развитие и совершенствование бесконечны" (Поли, собр.соч. (Ш и л .).Т .8. С .145-146). Однако Толстой очень взыскателен, а потому учитель "...всег да будет чувствовать, что он далеко не исполняет того, что нуж но" (Пед.соч. С .292), так как вопрос: "Как учить? Какой наилуч ший метод? - есть вопрос о том, какое отношение между учащим и- учащимся будет наилучше" (Там же. С .290). Как видим, то, что шы именуем коммуникативными умениями педагога, у писателя обознача ется как особое "качество", которое "восполняет и всякое искус ство учительское и всякое приготовление... Качество »то любовь. Вели учитель имеет только любовь к детям, он буДет хороший учи тель. Если учитель имеет только любовь к учени к у... он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. • — Вели учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель" (Там яе . С .292). Требование постоянного профессионального саморазвития учи- - теля Лев Николаевич считал центром всей педагогической деятель ности. Это но потеряло своой актуальности и сегодня, являясь не обходимым И достаточным условием как при подготовке у ч н т е л я . т а к и 1 ого дальнейшей профессиональной деятельности. 72 \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=