ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
и "отлажено" о учетом реальных условий жизни и системы ценнос тей крестьянства. Поэтому современным детям многое из того,что было значимо для их сверстниксв белее ста лет назад, восприни мается как малопонятное и неинтересное явление. Так, из 10 взя тых произвольно по первой "Книга цлЯ чтения" произведений Л.Н. Толстого, частично прослушанных, частично прочитанных самосто ятельно, второклассники предложили перечитать только одно. То же можно сказать и о языке, особая безыскусность кото рого была естественной в общении крестьян прошлого века, а се годняшними учениками отвергается как ненормальное явление. По этой причине многие учителя пропускали текст Л.Н.Толстого "Помню я была мала, тетка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку" (пунктуация автора), включенную в действующи "Азбуку" для шестилеток. Сомнение в необходимости использования пособий Л.Н.Толсто го в наши дни вызывает и то, что их "натуральный" энциклопедизм, ограниченный простыми явлениями природы и быта, не может счи- таться достаточным стимулом к постижению ребенком действитель ности, основой формирования его познавательных интересов. 4. Из сказанного вовсе не следует, что произведения и имя Л.Н.Толстого следует убрать из первоначального круга чтения. Наоборот, сегодня, когда наконец-то русская школа не декларатив но, а на деле получает статуо действительно русского по духу об разовательного учреждения, Л.Н.Толстой изначально необходим каж дому русскому ребенку, ибо отчуждение его от произведений Л.Н. Толстого означает лишение возможности пробудить в себе завязь .духовности, лежащей в основе нравственного совершенствования, в котором писатель видел единственный смысл жизни. Как же следует поступить в сложившейся обстановке? Наш опыт и скромные исследования позволяют рекомендовать и составителям книг для чтения, и учителям следующее: а) в совре менные хрестоматии для обучения младших школьников родному язы ку (чтению) необходимо включать авторские произведения Л.Н.Тол стого (а не переложения), обладающие но познавательной, но нравственной ценностью^ б) размещение произведений в пособиях не следует проводить по тематическому принципу, когда они как бы "рассыпаются" по отдельным разделам или содержательным циклам. Л.Н.Толстой должен быть представлен "персонально", что поможет сформировать ужо в младшем школьном, вгзристе стойкий читатель 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=