ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Т.Й .Л0БА4Ш Белгородский пединститут Л.Н.ТОЛСТОЙ ОБ УЧИТЮШ Центральное место в педагогическом наследии Л.Н.Толстого занимает проблема учителя. В каждом своем проиаведейии он стре­ мился найти такую позицию педагога по отношению к ребенку, ко­ торая бы давала ему возможность реализовать свой жизненный долг. Успех обучения детей зависит от. квалифицированного учителя, В сьнзи с этим Л.Н.Толстой предлагает открыть педагогические курсы для подготовки учителей народных школ. Обучение на них могли получить молодые люди всех сословий, которые желали по­ святить себя учительской деятельности. Срок обучения составлял 2-3 класса, по одному году в каждом. Обучающимся предлагались теоретический и теоретико-практический курсы обучения. Достаточ­ но облирним был учебный план теоретического курса: закон божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия линей­ ная, черчение (зеилембрное), пение, алгебра. Воспитанникам так­ же назначалось общее чтение и беседы по предметам их курса. Тео- ре!ико- 1 ;рактический курс предполагал практику проведения пробных уроков в школе. Сднэко идея Толсуого нб реализовалась из-за не­ значительного числа желающих поступить на педагогические курсы. Учитель, по мнению Л.Н.Толотого, должен быть исследовате­ лем, чтобы в процессе обучения опытным путем разрешать те или иные возникающие педагогические проблемы. Он одним иэ первых в России положил начало экспериментальной работе в естественных условиях, сделав Яснополянскую школу своеобразной лабораторией. . Опыт Яснополянской школы, построенной на принципе свобод­ ного воспитания, требовал от учи4еля иных отношений о ученикам. Ведущим качеством личности для установления нового, основанного ня ненасилии стиля общек"н, должна быть любовь к |детям, уваже­ ние личногти ребенка, умение пробуждать творчество детей. Глав­ ным для Толстогс был кетод психологического анализа каждого ре­ бенке. Учители л своей педагогической деятельности необходимо владеть различными методами обучения. Толстой считал, что нет универсального метода. Особое место он отводил следующим мето­ дам: расскаьу, свобод..ой беседе с учениками, самостоятельной ра­ боте (ввпр;:мер, сочинения на различные темы), экскурсиям и опы­ там, которые проводил в Яснополянской школе. Успешное усво - 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=