ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Ф.н.лга* ИОВ РАО, Санкт-Петербург ПВДГОГИЧЬСШ ИДЕЙ л. н . толстого И ОБРАЗОВАНИЙ ВВРОСЛ1Я Еще в 1862 году Л.Н.Толстой писал г своей статье о народ- кых шкодах, что "вопрос географического размещения их" имеет “ хотя и мало признаваемое, но огромное влияние ка успех" (Яед. соч. 2-е изд. М., 1953. С .115). Эти-слева великого писателя очень актуальны и сегодня, 130 лет спустя, В них точно отмечено и значение вопроса размещения школьной сети, и отношение к ней как к чецу-то само собой разумеющемуся, стихийно возникающему и существующему, раз л навсегДа данному, которое бытует и по сей день, особенно в среде директоров вечерних школ, отрицательно сказываясь на ре аении этой проблемы. Такой подход является следствием лрофзсс;> снальиой некомпетентности данной категории руководителей в решаг нии указанного вопроса, что подтверждает проведенное иссладовв- ние по определению уровней их квалификации. По материалам анке­ тирования, большинство директоров вечерних школ называют в чис­ ле проблем, которые требуют пополнения знаний, совершенствова­ ния умений и вызывают значительные трудности в практической де­ ятельности, проблемы организационно-педагогические и в частно­ сти - вопросы построения школьной сети. Это же подтверждают и результаты экспертных оценок. Характерно, что указанный недоста­ ток присущ руководителям везх уровней квалификации почти в оди­ наковой степени. Установлены также причины наличия пробела по одной из гак~ нейаих о'бластеи шкелозедения в знаниях, умениях и деятельности ятих директоров. Они евлоьаы как с особенностями становления и развития сети вечерних (сменных) ыкол,так и с отсутствием полно­ ценной подготовки по оргвчизеционио-педагогическим проблемам в в.уэах и системе пезыяеаия квалификации. К числу этих взаимосвя­ занных и взаимозависимых причин относятся следующие: • - во^создан.-.е боа достаточного научного обоснования данных шкод в 1943-44 годах и дальнейшее стихийное развитие их сети; - непродуманное и неумелое руководство этим процессом со стороны органов народного образования всех ступеней (вплоть до последнего времени); - почти полное отсутствие строительства но^ых собственных 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=