ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

ивнии к ученику. Для Л.Н.Толотого каждая крестьянская девочка иЛи иальчик представлял особый мир, ноторый он пытался понять и глубоко уважал. Л.Н.Толстой никогда ае пользовался единый под­ ходом к разным детям, и каждый ребенок мог работать самостоя­ те л ьн а с присущим ему темпом деятельности. Такой же принцип уче­ та индивидуальности ребенка проводился в лучших частных гимнази­ ях рубежа веков, а в некоторых из них, как, например, в училище, возглавляемом А.П.Нечаевым, дети постоянно обследовались психо­ логами и изучались по различным методикам. ■ Обеспечение эффективности учебно-педагогического процесса достигвлооь аа счет авторитета воспитателя и продуманной органи­ зации всей работы. Л.Н.Толстой, говоря о свободе воспитания в своих шйолах, сокрушался о слишком сильном влиянии учителя, за­ ботился о том, чтобы дисциплина классов, расписаний и отметок не стесняла свободы детей, чтобы они (дети) "совсем не покори­ лись хитрости нашей расставленной сети порядка" (Пед.соч. С .144). Такую же "хитрость расставленной сети порядка" пытались создать организаторы частных гимназий, чтобы управлять развити­ ем детей при их максимальной активности и самостоятельности. Директор одной из петербургских частных гимназий К ..1.Май отмечал, что "ученикам следует давать как можно больше свободы. Необходи­ мо давать исход естественной живости ребенка... Однако свобода, предоставляемая ученикам, не исключает требования абсолютного повиновения, аккуратности, порядка" (См .: Пятидесятилетие школы К.И.Мая. 1856-1906 г г .: Сборник материалов). Спб., I9C7). Развивая свое важнейшее педагогическое кредо: школа есть творческая лаборатория - Л.Н.Толстой указывает на условия рабЬ- ты такой школы: "единственный метод - опыт", "единственный кри- териум - свобода". Фактически Л.Н.Толстой обосновал эксперимен­ тально-методическую программу частных школ и принцип органиеациа их работы. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=