ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Н.В.ЛИТЛРСВА Арзамасский пединститут ВЛИЯНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ Фнлософско^педагогическое наследие Л.Н.Толотого в делом ока­ зало столь значительное влияние ,на русскую педагогическую мысль, что определило специфику ее развития в конце XIX - начале XX ве­ ка. Именно благодаря Л.Н.Толстому нравственная проблематике, идея самосовершенствования получили в русской педагогической мысли приоритет над задачами прагматического и гражданского вос­ питания, популярными в европейской и американской педагогике. На содержание и методы работы в частных учебных заведениях периода рубежа веков большое влияние оказала яснополянская дея­ тельность Л.НЛолстого. Частные гимназии конца XIX - начала XX века отличала осо­ бая духовно-нравственная атмосфера, которая позволяла осущест­ вить учебно-воспитательный процесс без использования методов и средств наказания, широко практикуемых в государственных Х’имна- зиях. Руководитель одной из лучших частных гимназий М.Н.Стоюни- на отмечала: "Пусть не думают, что, защищая детскую свободу, я потакаю распущенности детей, - нет, но я боюсь, каТк бы, борясь С дурными проявлениями детской природы, не убить в них незаметно для себя то ценное и хорошее, что сплелось в них с дурным, не выдернуть бы пшеницы вместе с плевелами" (Двадцатипятилетие жен­ ской гимназии М.Н.Стоюниной.I88I-I906 гг. Спб.,1906. С .1 9 ).' В создании подобной духовно-нравственной атмосферы в школе и видел Л.Н.Толстой главную вадачу ненасильственного воспитания. По Толстому, ученик "несет только себе, свою.восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе сегодня будет весело так же,как вчера" (Толстой Л.Н. Пед.соч. М., 1989. С .135). Учи­ тель же всегда должен помнить, что каждый ребенок - неповтори­ мая индивидуальность, в которой хорошее и плохое сложнейшим об­ разом переплетены. И в втом М.Н.Стоюнина и Л.Н.Толстой удивитель­ но едины. Л.Н.Толстой, наказав мальчика-вора, вдруг ощутил, "что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действо­ вать жизнь, а не нравоучения и наказания" (Пед.соч. С. 141). Но воспоминаниям учеников частных гимназий, они шли учиться туда так же охотно, как крестьянские дети у Толстого в его Ясно­ полянскую школу. Причина этого заключалась прежде всего в отно- 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=