ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого Крапивенского ув8да. Население уез да быстро преодолело недоверие к новому начинанию и охотно по могло г открытии школ, которые пополнялись крестьянскими детьми, Н.А.АСТАШОВ Брянский пединститут ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСОБИЙ Л.Н.ТОЛСТОГО для ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (ОПЫТ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА) 1. В последнее время в связи с преодолением классового под хода и вульгарно-социологического метода к осмыслению и оценке жиэнетворчества Л.Н.Толстого, в частности, его педагогической деятельности, органично соединившей в себе Учительство и Писа тельство, складывается двойственное положение. Наблюдается, с одной стороны, широкая пропаганда взглядов писателя на школу как на источник свободного и нравственного развития личнооти, с другой - профессиональная легитимация толстовского опыта по ор ганизации неродной школы с требованием переиздания авторских учебных пособий как альтернативных ныне действующим. Если первая позиция отвечает духу времени и вызывает одоб рение, то |тор§я, на наш взгляд, нуждается в критическом рас смотрении. 2. Сторонники активного внедрения Педагогического опыта Л.Н.Толстого с опорой на использование созданных им пособий,’ прежде всего - учебных книг по родному языку (чтению), аргумен тируют свою позицию следующими соображениями: а) зти пособия - образец "хорошего языка", отличающегося простот.ой’ И образностью, что позволпет считать их эффективным средством Лривития ребенку вкуса к родному слову, русской речи; б) они представляют собой средоточие народной мудрости и глубокомыслия, открывающих млад шему школьнику возможность социального саморазвития; в) "Азбу ки" , в особенности "Книги для чтения", построенные по принципу- элементарного энциклопедизма, обеспечивают ученику открытие и познание окружающего мира и т.д . 3. Рассмотрим, насколько оправданны эти аргументы. Прежде всего отметим, что свои пособия Л.Н.Толстой задумывал и создавал с явно выраженной прагматической задачей - служить делу образо вания и просвещения парода, конкретнее - крестьянства. Все их фактическое и языковое содержание (речевая реализации) отобрано б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=