ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

вег И К.Д.Ушинский, и с;. Г.Шацкий и др. были не только блиста­ т е л ь н ы м и теоретиками, но и талантливыми практиками, возглавляв­ шими учебные учреждения. Анализ их опыта, реальной управленчес­ кой деятельности еще «дет своих исследователей. Неисчерпаемо а этом плане и творчество Л.Н.Толотого. Кстати, и в художествен­ ных его произведениях содержатся уникальные соображения о ру­ ководстве, о стиле полководческой деятельности, о личности ру­ ководителя . Рассуждая о путях преобразования шкоды, о ее новом видении, мы обращаемся и к трудам Л.Н.Толотого. Так, разрабатывая концеп­ цию преобразования школы в гимназию, коллектив школы Ш 405 Санкт-Петербурга шел во многих своих идеях от мысли Л.Н.Толсто­ го "угадать то, что нужно человеку". В школе был проведен мас­ штабный социально-психологический анализ по определению потреб­ ностей и запросов в образовании учителей, учеников, родителей, их отношения к учебе, к эе приоритетам. Разработка общешкольной программы - создание максимально возможных условий для развития личности - опиралась на теорети­ ческие позиции Л.Н.Толотого о том, что образование требует "большой меры свободы школы", на его утверждений о том, что "свобода есть необходимое условие" живни школы. Формулируя свою программу, школа выполняла и другой тол­ стовский совет: "Изучать потребности школьного возраста". В этом направлении срезовые контрольные работы, опросы и интервью, ин­ дивидуальные беседы со школьниками дали педагогическому коллек­ тиву исходный материал для формулирования основных принципов развития школы о том, что возрождение страны невозможно без воз­ рождения культурных традиций и духовного богатства народа. Необ­ ходимо дать возможность всем детям, живущим в микрорайоне (под­ черкиваем - всем, а не избранным и не отобранным), не только по­ лучать образование, адекватное их возможностям, способностям, запросам, но и приобщить их к духовному миру Санкт-Петербурге. Реализация этих идей и стала предметом управленческой дея­ тельности администрации школы. Л.Н.Толстой предстает как блестя­ щий организатор и руководитель детской мысли, а школа, строяща­ яся на его идеях, выступает как лаборатория, где учителя нахо­ дятся в неустанном поиске наилучших форм свободного развития личности. В яколе К; 405 такой поиск стал нормой. "Круглый стол", се­ минары, совместное обсуждение педагогических находок, педсоветы 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=