ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

нужно учить. Практика приводит его к осознанию принципа свобо­ ды, а именно: "Рядом существуют классическая и реальная школы, из которых каждая готова считать себя единственной настоящей школой, и обе удовлетворяют потребности, так как родители отда­ ют своих детей и в ту и в другую" (Пед.соч. С .320). Так Толстой видит "механизм" осуществления принципа свободы в образовании. Действительно, пусть будут разные образовательные учреждения, разные типы школ, доступные, людям. Это будет означать свободу выбора, выбора школы, выбора содержания образования, чего мы были долгое время лишены. Толстой понимал, что те его мысли, которые характеризовали состояние средней школы России второй половины XIX века, намно­ го опережали время. Ему казалось, что лишь лет через сто гимна­ зии, которые душили юные умы классицизмом, прекратят свое сущест вование и будут закэнены другими типами школы. Лев Николаевич Ьказзлся не прав. История распорядилась по-своему. В течение се­ ми десятилетий в России не было гимназий, а возрождаемые сегод­ ня, они Нужны нам именно как воплощение в жизнь принципа свобо­ ды в образовании молодежи. Классическая гимназия X IX века пре­ вращается сегодня в такое учебное заведение, о которой и гово­ рил Л.Н.Толстой,-"свободно сложившееся, имеющее своим оонояани- ем свободу учащегося поколения". Таким образом, прислушиваясь к критике Толстого и выходя на уровень осмысления философских основ образования в средней школе России, современные педагоги в возрождаемой гимназии хотят претворить в реальность, продолжить добрые традиции отечествен­ ной школы. В.Ю.КРИЧВВСКИЙ ИОВ РАО, Санкт-Петербург O .K .ХРОМУШИНА якола К» 45, Санкт-Петербург идш Л.Н.ТОЛСТОГО В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ВНУТРИШКОЛЫЮГО УПРАВЛЕНИЯ Осмысление современной образовательной ситуации постоянно ориентирует нас на обращение к мудрости педагогических класси­ ков. К сожалению, их организационный опыт, управленческие идеи еще слабо проанализированы в педагогической и школоведческой литературе. Между тем и А.Коменский, и Г.Песталоцци, и А.Дистер- 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=