ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

^ оДз, углубленно анализирующим культурологические аспекты раз- ищ я воспитания и рассматривающим динамику педагогической мыс- «11 в единстве с антропологическим знанием. Непреходящая для современности методологическая ценность педагогических поисков Л.Н.Толотого определяется их направлен­ ностью на духовное становление человека в качестве смыслообра- уующего начала жизнедеятельности, пониманием сущности педагоги­ ческой деятельности как организации свободного творческого са­ моразвития и самовоспитания личности. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого - вто не только ис­ тория, но и современность, устремленная в будущее. Ц . А.КОНДРАТЬЕВА Глазовский пединститут ГЙМНШЧДОШ ТРАДИЦИИ: ОТ ТОЛСТОГО К СОВРЕМЕННОСТИ Известно, что Толстого-педагога в первую очередь интересо­ вали проблемы деятельности народных школ, обучения крестьянских детей. Однако полезно было оы "посоветоваться" с Л.Н.Толстым и яо актуальным вопросам деятельности отечественной гимназии. Воз­ рождение данного типа среднего учебного заведения заставляет сов­ ременных педагогов обращаться к опыту прошлого, к мыслям иэвест- яшх российских педагогов о гимназическом образовании. Взгляды Толстого на процесс обучения в гимназии и россий­ ском университете были весьма критичными. Он строит свои раз­ мышления, исходя из содержания образования, и убеждается, что гимназия и университет оторваны от русской, народной почвы, сле­ дуют скорее зарубежным образцам и традициям. "Я не признаю, - Пишет Л.Н.Толстой, - таинственного, никем не объясненного образовательного влияния классического образования, Q котором уже не считают нужным спорить" (Толстой Л.Н. Пед.соч. 1989. С .217). Он выражает сомнение в том, что для развития Человека полезнее всего выучить латинскую грамматику, греческие *• латинские стихи в подлиннике. Не стоит ли современным гимна­ зическим учителям, прислуииваясь к мнению Толстого, задуматься над необходимостью введения в содержание образования классичес­ ких явыков? Одно лишь отрицание классической культуры в содержании об­ разования не удовлетворяет такого мыслителя, как Толстой. Он пР°Должает искать философские основы определения того, чему 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=