ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
л н.Толстой замечал: "От этого - идея Песталоцци * * ^ cfifn (механизировать образование) и других" (Таи же. С 39) В связи о этим эмпирическая педагогика была охарактери зована как отставшая от жизни: " . . . рамки образования старые, а по тр ебн о сти новые". Можно только поражаться этому удивитель- tn/nuv наблюдению. Работники народного образования хоро- НО ТОНКОМ/ ^ шс знают, насколько г в наши дни живуча вера во всемогущество " х о р о ш е г о " , "правильного" метода, часто именуемого аффективным или оптимальным. Эта вера проявляется во всевозможных "методич ках" по "внедрению", независимо от конкретных условий обучения, а также уровня подготовки и личных качеств "внедряющих". На XDC век пришлось время распространения материалистичес ких взглядов на природу, общество и человека. Отношение Л.Н.Тол стого к материалистическим концепциям и данная им оценка - пред мет особого рассмотрения. Здесь же следует эчметить: во всевоз можных материалистических концепциях личност» он безошибочно уловил и но принял присущую им "ахиллесову пяту" - механический подход к трактовке духовного мира человеке. Характерен в свяэи о этим его резкий протест против упрощенного понимания мира лич ности как некоего круга, внутри которого все детализировано g прописано: . . . "как сложное вещество разложили душу человека не память, ум и чувства и т .д . и знают, сколько какого упражнения для какой части нужно... Все у них предусмотрено, на развитий человеческой природы во все' стороны поставлены готовые, неизмен ные формы" (Таи же. С .49). Не менее характерны также н резкие возражения писателя против абсолютизации материальных условий существования индивида, в связи с чем он усиленно подчеркивал относительную автономию духовного мира, которая для человека " . . . есть то же, что дыхание, кровообращение для животной лич ности" (Собр.соч.: В 22 т . Т .Н П . М .,1984. С .72). С зтих пози ций им был подвергнут критике известный тезис о развитии по требностей человека как пути его совершенствования. Несостоя- . телыюсть этого "учения о потребностях", Л.Н.Толстой усматривал в нивелировке всех сторон личности ("в се потребности равны"), % ведущей к односторонней направленности сознания, в то время как жизнь человека, его развитие состоит "только в движении в высо т у . . . только в подчинении его личности закону р а зум а ..." (Там *е . С .57, 71, 72 ). В таком к’онтекстс духовность в Качестве при оритетной задачи развития человека сравнивалась с крыльями: Кму надо понять, что у него есть крылья, поднимающие его аад » , 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=