ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
менты своей сущности. По мнению Толстого, будущее возродит те знания* в которых сольются наука, религия, искусство. Разум, пронизанный нравственными идеалами, займах доминирующие позиции в этом типе интегрированного знания. Изучение наследия Л.Н.Толотого - это способ познания мира и самих себя в нем, способ приобщения к человечеству, к тем не- псеходящим духовным ценностям, которые одни только и могут объ единим людей * обозримое и осознанное ими мировое сообщество. У Толстого необходимо учиться взгляду на современность с высоты духовной истории человечества, на историю с гребня той. волны, которая вздымается над прошлым. Подход Л.Н.Толотого к проблемам человечества во многих мо ментах близок современности. Сегодня основной смысл научного знания не только в представлении мира, вселенной, природы как целостной саморазвивающейся системы. В эту картину включается человек и общество как неотъемлемая часть, ик.щиаторы развития мира. Вместе с тем в главном моменте - в рчшении вопросе о творчески преобразующей роли сознательного начала человеческой истории - Толстой несомненно оказывается и предшественником, и последовательным сторонником современных педагогов, решающих задачи экологического образования и воспитания. В.И.КЛАРИН МЛГУ им. В.И.Ленина, Мооква вопросы методологии ПЕДАГОГИКИ в педагогической публицистике л.н.толстого Литературный гений Л.Н.Толотого был составной частью его философской мысли. Выдающийся мыслитель вошел в немногочислен ную, но блистательную плеяду просветителей нашего о течества,свя завших "золотой", пушкинский век русской культуры с ее "сереб ряным" - X* веком, одним из зачинателей которого ему предстоя ло ста ть. Он принадлежал также к числу тех немногих деятелей' отечественной культуры, кто одним ив первых осознал грозовые предвестники новой эпохи, возвестив о ломке всех социальных и духовных установлений в России конца XIX - начала XX века. Тем более знаменательно, что проблемы человека, духовности л/чности составляли центральный предает изысканий его гуманистической философско-педагогической мысли. В этих страстных поисках не все равноценно, некоторые обусловленные ими решения парадоксальны » отнюдь не бесспорны. Как справедливо заметил С Л .LlauKHrf , "по- 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=