ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
гуманистического начала является наследие Л.Н.Толстого. Вгс ра- бота в искусстве, науке, философии, педагогике - это утвержде ние основания мировоззрения, принципиально отличного от мировоз зренческих систем прошлых исторических эпох. Вдинение людей, вы работка "сознания того, что наше благо и материальное, и духов ное, и отдельное, и общее, и временное, и вечное заключается в братской жизни всех людей, в любовном единении нашем между со бой'1, - вот форыо- и смыслообразующее утверждение в толстовской модели мира. Личность обретает истинный свой смысл и бессмертие в общечеловеческом существовании. Основным понятием, из которого выводятся многие, "если не все другие понятия", Толстой называет слово "жизнь". Что еще может так объединить людей, как весь тот мир, из которого они Кышли, который есть источник и причина их существования? Вели чайшим благом для человека является близость его к природе,ощу щение родства с ней. Лев Николаевич невыносимо страдал при виде того, как люди губят природу, призывал одуматься и остановиться в неразумных действиях. Он приходил к мысли о том, что человек включен в окружающий мир, а его мысль и деятельность имеют кос мическое значение. От того, какой выбор им сделан, зависит не только его собственная судьба, но и судьба его народа, всего че ловечества. Л.Н.Толстой наиболее ярко высвечивает негативные элементы, связанные с наукой, включенной в цивилизацию.,Вго воззрения на правлены против абсолютизации теоретико-познавательных отноше ний человека с ■миром. Любая деятельность, в том числе теоретиче ская и научная, обречена на заблуждения и ошибки, если она не соотносится с тематикой бытия. Он рассматривает рбзум в единст ве С нравственным и эстетическим смыслом. Истинная 'наука имеет "своим предметом значение того, в чем назначение и потому истин ное благо человека и всех людей". Большая часть технических при обретений опытной науки обращается не на пользу, а на вред чело вечеству. Мир превращается в хаотическую мозаику, все дальше отодвигается необходимое человечеству знание об его отношении "но всему бесконечному по времени и пространству миру", понято му "как одиное целое". Особое место я модели мира Л.Н.Толстого отводится искусст в у , которое он определяет как средство общения со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего, как путь к зна нию, содержащему кроме знания еще многие другие драгоценные эло- 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=