ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
вая Поляна". ЕЙ не помогло дама го, чю "несоветское" руковод ство ею "группой толстовцем so главе о дочерью Толстого Алек сандрой Львовной" после отъезда последней в 19^9 году за грани- ад было заменено руководством вполне советский - молодым комму нистом ц.ф.Козловым. Яму, несмотря на энергичные усилия, так и на удалось преодолеть ни центризма и бюрократизма системы, ни осооо пристрастного отношения к "толстовству" одного из замес тителей нового наркома просвещения if. С. Эпштейна, byдут уничто жены и толстовские коммуны, "не вписавшиеся в строгие рамки ста линской коллективизации" (См.: Пуйман С.А. "Исход" Александры Львовны Толстой // Сов. педагогика. I99I.fe3. С .93, 87). Сам же И.Ф.Козлов покинет станцию, чтобы продолжить учебу в Высшем Ком мунистическом Институте просвещения, где он и сформируется не только как один из основоположников советского мэкаренковецения, но и как один из тех "товарищей", от которых мы, по прозвучавше му незадолго до его смерти выражению президента АПН РСФСР И.А. Каирова, "еще ничего положительного не видели". Но это уже пред мет другого и особого разговора. И.Ф.ИСАЕВ Белгородский пединститут ПРСБЛКШ ВаСЫЕЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАШДЛИ Л.Н.ТОЛСТОГО Известно утверждение историков-педагогов о том, что слава Толстогс-писателя "заслонила" славу Толстого-педагога (С .Ф .Е го ров). Между тем сам Л.Н.Толстой оценивал свои педагогические тру ды выше художественных произведений. Педагогический талант Тол стого проявился не только в оригинальном, новаторском построении образования крестьянских детей, но и в глубоком понимании и предвидении перспектив развития высшей школы. Взгляды Л.Толстого по вопросам высшей школы исходят из об щего контексте его просветительской концепции, основывающейся на идеях народности, гуманизма, демократии, свободного воспита ния, и могут быть объединены по следующим направлениям: россий ские университеты как образовательные учреждения нового типй; педагогическая культура профессорско-преподавательского состава; организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Общественно-педагогическая активность в жизни высшей школы второй половины Х П века била связана с подготовкой и принятием нового университетского уставе, в связи с чем Л.Толстой выска- $5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=