ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

вая Поляна". ЕЙ не помогло дама го, чю "несоветское" руковод­ ство ею "группой толстовцем so главе о дочерью Толстого Алек­ сандрой Львовной" после отъезда последней в 19^9 году за грани- ад было заменено руководством вполне советский - молодым комму­ нистом ц.ф.Козловым. Яму, несмотря на энергичные усилия, так и на удалось преодолеть ни центризма и бюрократизма системы, ни осооо пристрастного отношения к "толстовству" одного из замес­ тителей нового наркома просвещения if. С. Эпштейна, byдут уничто­ жены и толстовские коммуны, "не вписавшиеся в строгие рамки ста­ линской коллективизации" (См.: Пуйман С.А. "Исход" Александры Львовны Толстой // Сов. педагогика. I99I.fe3. С .93, 87). Сам же И.Ф.Козлов покинет станцию, чтобы продолжить учебу в Высшем Ком­ мунистическом Институте просвещения, где он и сформируется не только как один из основоположников советского мэкаренковецения, но и как один из тех "товарищей", от которых мы, по прозвучавше­ му незадолго до его смерти выражению президента АПН РСФСР И.А. Каирова, "еще ничего положительного не видели". Но это уже пред­ мет другого и особого разговора. И.Ф.ИСАЕВ Белгородский пединститут ПРСБЛКШ ВаСЫЕЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАШДЛИ Л.Н.ТОЛСТОГО Известно утверждение историков-педагогов о том, что слава Толстогс-писателя "заслонила" славу Толстого-педагога (С .Ф .Е го ­ ров). Между тем сам Л.Н.Толстой оценивал свои педагогические тру­ ды выше художественных произведений. Педагогический талант Тол­ стого проявился не только в оригинальном, новаторском построении образования крестьянских детей, но и в глубоком понимании и предвидении перспектив развития высшей школы. Взгляды Л.Толстого по вопросам высшей школы исходят из об­ щего контексте его просветительской концепции, основывающейся на идеях народности, гуманизма, демократии, свободного воспита­ ния, и могут быть объединены по следующим направлениям: россий­ ские университеты как образовательные учреждения нового типй; педагогическая культура профессорско-преподавательского состава; организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Общественно-педагогическая активность в жизни высшей школы второй половины Х П века била связана с подготовкой и принятием нового университетского уставе, в связи с чем Л.Толстой выска- $5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=