ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Л.Н.Толстой говорил о важности духовного совершенствования каждой личности. Задавая вопрос о развитии нравственных и твор­ ческих качеств личности детей, которые будут заниматься только физическим трудом, он категорически настаиьеет на необходимое' ти такого развития, доказывает, что нравственные вопросы и со­ мнения присущи природе каждого ребенка тек же, квк потребность дышать. Уделять внимание этим вопросам - значит следовать при­ роде детской души. Восприятие красоты окружающего мира, осознание душевного родство с природой и должно стать, по мнении Л.Н.Толстого, од­ ним из средств нравственного воспитания ребенка. Ю.П.ИСТРАТОВ, Г.С.МАКС.ЦОВА Владимирский пединститут Л.Н.ТОЛСТОЙ - С.Т.ШАЦКИЙ: ЯШ ТКА СйТ/АЦИОНИОГО АНАЛИЗА 1. Общечеловеческие идеи, развиваемые великим мыслителем,- о самоценности человеческой личности, о ее высоком духовном на­ значении, о несообразнсоти зтому назначению любых форм насилия, о целостном подходе к изучению феномена человека и др. - нашли глубокий отклик у С.Т.Шацкого. - 2. Позиция Л.Н.Толстого была близка С.Т.Шацкому не только критикой современной действительности, а и хорошим знанием ее, пониманием многих коренящихся в ней глубинных процессов. Это знание привело Л.Н.Толстого к идее непротивления злу насилием, т .е . к отказу от революционного переустройства действительности. Данная идея импонировала и молодому С.Т.Шацкому, хотя позднее,в 1923 году, он вслед-за В . ii.Лениным упрекал Л.Н.Толстого в беспо­ мощности при решении зтей пробчемы. В молодости С.Т.Шацкий ес­ тественно воспринял от Л.Н.Толстого близк"ю для себя идею духов­ ного обновления обцества именно через культурное мессионерство. Эту идею бывший схудонт - "типичный городской житель" - пронес через всю свою жизнь, приднг особое аначение настойчивому при- выву Толстого к поиску "настоящего дела среди наиболее обездо­ ленных масс населения’1. 5. 1928 год, ставший годом столетнего юбилея Л.Н.Толст готовил да»; "наиболее обездоленных масс" новые, невиданные в их жизни испытания, о б усл о вл е н а i \идущим 1S29 годом - "годом ве- «икого перелома" (И .В.Сталин ). Обращаясь к мыслям Л.Н.Толстого с том классе, который занимает в акономичесяом и бытовом от ноше- 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=