ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

0браз гармонии, правды, красоты и добра” . (Толстой Л.Н. С о б р . соч.: В 22 т . Т .8, М., 1985. С.322). Разви тие этой первозданной гармонии должно происходить уже ннем возрасте, так как человеческий характер, по мнению Е ЛаТолстого, оказывается наиболее чувствительным и отзывчивым " м е н ч о 3 райнем возрасте, когда нравственный мир фйрыирующеися личности особо восприимчив ко всем "впечатлениям бытия". Важная роль в процессе нравственного совершенствования детской личности отводилась впечатлениям, полученным от общения с природой. Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.И.Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить себе цель и смысл всего окружающего мира и назначение в нем человека. В "Общем очерке характера Яснополянской школы" Л.Н.Толстой приводит пример разговора с детьми о назначении природы и при­ родной красоты в жизни человека. Задумавшись со своими воспитан­ никами над вопросом, зачем растет липа, Л.Н.Толстой приводит их к мысли, что кроме полезности природа является носителем красо-' ты, что "липа хороша в листьях, и летом хорошо смотреть на нее и больше ничего не надо" (Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яс­ нополянской школы // Пед.соч. 2-е изд. U ., 1953. С .153). Л.Н.Толстой стремился помочь ребенку увидеть красоту и поэ­ зию окружающих его повседневных явлений природы. Трепетной любовью к красоте природы проникнуты многие его рассказы, вошедшие в 'Азбук/и книги для чтения, например, "Какая бывает роса на траве", "Котенок", "Ёж" и другие. Восхищение красотой природы для Л.Н.Толстого неразрывно с осознанием ее незащищенности и стремлением у б е р е ч ь , не допустить гибели этой хрупкой красоты. Сочувствие природе как прекрасному и, главное, живому проявлению мировой гармонии Л.Н.Толстой передал словами одного из воспитанников Яснополянской школы: " . . . жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все равно, что . кровь, когда из березы сок пьём"; жаль лошадь, которую избил хо­ зяин, ведь она’ беззащитна (Толстой Л.Н. Общий очерк характера ,• Яснополянской школы И Пед.соч. С. 153-174). Красота природа, по мнению Л.Н.Толстого, позволяет проявить­ ся нравственной красоге, которая присуща каждому человеку. Вос­ питатель должен постоянно содействовать этому процессу, пробуж­ дая нравственную красоту в каждой детской дуле. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=