ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

ву особенно помнятся те места, где расснайывввцбму удалось сде­ лать верный жест или верную интонацию. В своих педагогических статьях Л.Толстой разрабогал не только методику эмоциональных воздействий как одного из самчх сильных и верных путей возбуждения и н т е р е с а в о и обозначил н&и- более оптимальные формы организации учабао-йоспататольЕйго про­ цесса, среди которых назвал в первую очередь творческие сочине­ ния, "вечерние1 уроки и прогулки с детыги, чтение с яркими ис­ торическими и географическими 2 печатавиийма, уроки рисования, музыки и пения, игры, В своих произведениям Л,Толстой призывает педагогов связы­ вать педагогическую культуру с культурой человеческих взаимоот­ ношений, с умен'лэм учигеля-активна и сознательно строить osoe повэдеяие, В статье "Сбщие замечания для учителя" и в ряде дру­ гих работ он настойчиво подчеркивает, ч!го'лрсфеесиональасб мас­ терство достижимо в процесса работы над культурой о^щбния о вос­ питанниками, Это суждение ЛЛ'олстого, неоднократно подтверждае­ мое практикой, заставляет задуматься нвд проблемой овлв^нин педагогическим тактом При организации правильной линии поведе­ ния. В общении с детьми педагог должен быть естестАеиныа, у#еть открытэ смеяться, шутить, ргдохаггся или сердитьон и гневеться, то есть владеть, по убеждению !Голстогр, равлжшйми формами че­ ловеческой общительности. Педагогическая техника воспитателя включаа*, наряду о уме­ нием учителя владеть своей эмоционально-волевой и мыслительной сэр ами , увениа управлять психическим состоянием учащихоа, дви­ жениями их дущи. Толстой как психолог счи4ал, что ай уроке дол­ жны быть "прелести сума", царить окивление. И учителю необходи­ мо ^постоянно давать пищуэтому оживлению" и руководить им. Ес­ ли учитель сам чувствует и понимает юмор и может донести его до детей, втыосферб интересе иг зеня!иях будет обеспечена, а уче­ ник не будет от скуки заниматься "щипанием соседа", Л.Толстой писал: л. . . Сможет» на веселый дух школы, как ка ftpara, как на помеху, есть грубейшая оэйС.кй, которую мы слиаком часто делаем". Привить потребность ? сведении мастерством учить и весли- »Ы 1 а ть , готовить совершенного-, ло его словам, мыслящего, твор­ чески работающе 2’0 учителя - в этом состоит реализация требова­ ния Л.Толстбго "соединять г себе и любовь к делу, и к ученикам". 1з*дкй педагог сможет стать мастером педагогического дела, воли "сев будет работать” и если обучать его' педагогической технике йа эгнягиях лсихолого-педагогкчзского цикла. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=