ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Ведь стремление к нравственному соварщенсмованйю, проповадь любви к ближнему, добра, поиска смысла жизни - ведущие мотивы творчества Толстого. Воопитание и формирование детского и юношеского характера н еоднократно привлекали внимание русских и западноевропейских писателей. Однако ни один из них на сумел так глубоко проник­ нуть в духовный мир 'ребенка, его нравственное и астатическое развитие, как Толстой. В раскрытии психологии ребенка в трило­ гии "Детство . Отрочество. Юность" он не зкал себе равных. Это отмечал еще Н .Г . Чернышевский; "Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту Толстого11. Детство в восприятии и изображении толстого - самый яркий, гармоничный возраст. В эту перу нравственные чувства в детской душе свали и непосредственны. "Вернуться ли когда-нибудь та све­ жесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная по­ требность любви были единственными побуждениями жизни", - спра­ шивает Толстой себя и нас. В его понимании нравственность и ду­ ховность синонимичны и определяются прежде всего как доброде­ тельность, блвгонравие, соглаоие с совестью, с законами правды, с достоинством человека. А поскольку все эти чувства в зачаточ­ ном состоянии уже имеются в душе ребенка, то.главным в его вос­ питании для Толстого стало сохранение и развитие на протяжении всей жизни втих нравственных качеств. Взгляд на ребенка и его духовное развитие у Толстого-писа- теля и Толстого-педагога един. Для нас особый интерес представ­ ляет то, что он имел удивитульную возможность не только наблю­ дать процесс становления личности ребенка, но и принимать в этом *ивое| деятельное учдетйе, занимаясь педагогической деятельно­ стью в созданной им школе в Ясной Поляне. Размышляя над вопроса­ ми образования и воспитания, Толстой приходит к выводу о том,что образование без образования души но может состояться и будет ничем иным, как "варварским понятием народа". Толстой видит, что разумное образование возможно "только при постановке в основу его учения о религии и нравственности". И здесь под нравственным, духовным развитием он понимает передачу молодым поколениям отве­ тов на неизбежные вопросы: " . . . что я такое и какое мое отноше­ ние к бесконечному миру?... как мне жить, что считать всегда, 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=