ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
леть эти трудности и с помощью учителя эволпционио преодоле вать их. I0U са“ ым прививая любовь к интеллектуальному труд у;' -ч развивается принцип вовраотных особенностей и псахолсгичес- <их основ обучения. Толстой пишет: "Для многих знаний у детей, юмиыо искусства и методы учителя и прилегания учеников и учи теля, нужет известный вовраст для понимания некоторых взщей, >то очевиднее всего в преподавании арифметики" (Записные книжки. [868-1971 гг. С. 167). В "Руководстве для учителя" вначале дэны общие замечания: цобы ученик учился логически мыслить, надо "по арифметике из- (егать сообщения определений и общих правил, упрощающих счет. |и яа чем T8K не замечен вред сообщения общих правил, как на «тематике. Чзм короче тот путь, посредством которого вы научи- ■в ученика делать действия, тем хужэ он будет понимать и знать [вйствие... Поправляйте не потому, что сделано че по правилу, а готому, что сделанное не имеет смысла". Л.Н.Толстой проводит в жизнь так называемую "народную ариф- втику" о ее числовой смекалкой, пользованием конторскими счета— ;я и задачами, приближающимися к жизненной реальности. Все ариф- ятичеекое учение он строит генетически: от понятных, во длинных риемов идет через продуманные ступени к упрощенной, технике ус- ореиного письменного счисления: "Способ перемножения друг на руга я не указываю и не советую указывать, так как вто одно цз вх открытий, которое должен сделать сам ученик". В своей педагогической деятельности по развитию математичв- кого мышления детей Л.Н.Толстой придерживался следующего прин яла: не йогика наукй, а психология познающего ребенка должна ’ первую очередь лежать it основе метода изучения основ математи- и. - 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=