ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Л.Л,8АЙЦШ , U .А.СМИРНОВА Тульский пединститут Л.Н.ТОЛСТОЙ О РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (НА ПР.ШЛРВ 11РЕПОЛАВАШШ МАТЕМАТИКИ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ) Под логическим приемом мышления мы понимаем совокупность действии, 'направленных на выполнение логической операции или логических законов. Уменио логически мыслить включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и яв­ лений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия з соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументировать, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д.' Основным учебным предметом, помогающим сформировать приемы логического мышления, остается математика. Я ,Н.Толстой-заключа­ е т: "Математика имеет задачей не обучение счислении, но обуче­ ние приемам человеческой мысли при исчислении" (Ясная Поляна. 1861. Январь). Лев Николаевич приступил к разрешению исторически поставленной педагогической проблемы: чему и как учить на уроках начальной математики, - проводя большую научно-теоретическую ра­ боту в четырех направлениях: I ) критическое наблюдение и изуче­ ние сложившейся на Вападе и складывающейся у нас методики обуче­ ния арифметики; 2) искания в Яснополянской школе содержания, сис темы и методе обучения начальной математике; 3) опубликование арифметики, изложенной по новой, нетрадиционной системе, неболь­ шое методическое руководство к этой арифметике, где раскрывались методы, отличные от известных; 4) защита новой системы обучение арифметике, проверка ее на впервые гузоведенноы 41 рурской школе методическом сравнительном эксперименте. На глубокое понимание природы математики, на становление математического мышления уча­ щегося была направлена новая рациональная методика преподавания начальной математики Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой опередил свой зек, впервые дав пример экспери­ ментальной методики преподавания арифметики, которая только в XX веке могла сменить эмпирическую, в.о многом субъективную мето­ дику. В этой новой методики математики: а) выдвинут принцип не обучения арифметике, а изучения арифметики, построенный на идее развития понятий на основе генетического метода: не скрывать трудностей от учавихсп, создавая ложную методику, а заставлять 3?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=