ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Л.Л,8АЙЦШ , U .А.СМИРНОВА Тульский пединститут Л.Н.ТОЛСТОЙ О РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (НА ПР.ШЛРВ 11РЕПОЛАВАШШ МАТЕМАТИКИ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ) Под логическим приемом мышления мы понимаем совокупность действии, 'направленных на выполнение логической операции или логических законов. Уменио логически мыслить включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и яв лений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия з соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументировать, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д.' Основным учебным предметом, помогающим сформировать приемы логического мышления, остается математика. Я ,Н.Толстой-заключа е т: "Математика имеет задачей не обучение счислении, но обуче ние приемам человеческой мысли при исчислении" (Ясная Поляна. 1861. Январь). Лев Николаевич приступил к разрешению исторически поставленной педагогической проблемы: чему и как учить на уроках начальной математики, - проводя большую научно-теоретическую ра боту в четырех направлениях: I ) критическое наблюдение и изуче ние сложившейся на Вападе и складывающейся у нас методики обуче ния арифметики; 2) искания в Яснополянской школе содержания, сис темы и методе обучения начальной математике; 3) опубликование арифметики, изложенной по новой, нетрадиционной системе, неболь шое методическое руководство к этой арифметике, где раскрывались методы, отличные от известных; 4) защита новой системы обучение арифметике, проверка ее на впервые гузоведенноы 41 рурской школе методическом сравнительном эксперименте. На глубокое понимание природы математики, на становление математического мышления уча щегося была направлена новая рациональная методика преподавания начальной математики Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой опередил свой зек, впервые дав пример экспери ментальной методики преподавания арифметики, которая только в XX веке могла сменить эмпирическую, в.о многом субъективную мето дику. В этой новой методики математики: а) выдвинут принцип не обучения арифметике, а изучения арифметики, построенный на идее развития понятий на основе генетического метода: не скрывать трудностей от учавихсп, создавая ложную методику, а заставлять 3?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=