ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
К.Д.ЕФРЕМОВА, Т.И-ЛЯХ {удьский пединститут литкРАдаю-пшгвгичвокол идсладк л.а.толстого и 'п с и хо л о го -пш го гн ч а с к А Я CiiCTiiia л . в . б а ш о в а в начальных классах школ города Тулы и Тульской области учители гее чаще обращаются к литературно-педагогичаскому насле дию Л.Н.Толотого и к психолого-педагогичбской системе Л.В.Занно- ва. Популярность этих двух направлений в педагогике начальной школы вызвана рядом причин и прежде всего - особенностями каж дого й8 этих педагоги»ееких направлений. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого дорого всем учителям. Для тульских педагогов, земляков великого мыслителя и писателя, оро всегда было особенно значимым, а в напе время, когда мы об ращаемся к истории и как бы ганово осмысливаем ее, эта значи мость еще более возрастает. Гуманизм, органическая связь чело века со всем окружающим миром, провозглашаемые Л.Н.Толстым,сей час актуальны, как никогда. Система Л.Б.8анкова направлена на достижение возможно боль шего развития младших школьников. Психологические принципы ее следующие: 1) ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения; 2) осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необхо димость работы над развитием всех учащихся, в том числе и наибо* лее слабых; 3) обучение не высоком уровне трудности; 4) научение программного материала быстрым темпом. Отсюда становится понятным желание учителей начальных классов попробовать работать по данной системе. Вместе с тем оба эти направления могут быть,'по нашему мне нию, реализованы одновременно в практике обучения и воспитания s начальной школе. Таким образом, гуманизм педегогики Л.Н.Толстого и принцип развития системы Л.В.Занкова не противоречат друг дру гу. Возможность такого сотружества подтверждается не примере учебника для чтения в первом клэссе "Живое слово", созданного ва основе психолого-педагогических принципов Л.В.Ванкова. В этом учебнике, получившем заслуженное одобрение учителей на чальных классов, многие страницы отданы произведениям Л.Н.Тол стого. Так же, как и великий педагог, автор этого учебника сте- 1ит 88Д8Чи развития у учащихся качеств ума, мире чувств и вос- ппиятия окружающего мира. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=