ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

К.Д.ЕФРЕМОВА, Т.И-ЛЯХ {удьский пединститут литкРАдаю-пшгвгичвокол идсладк л.а.толстого и 'п с и хо л о го -пш го гн ч а с к А Я CiiCTiiia л . в . б а ш о в а в начальных классах школ города Тулы и Тульской области учители гее чаще обращаются к литературно-педагогичаскому насле­ дию Л.Н.Толотого и к психолого-педагогичбской системе Л.В.Занно- ва. Популярность этих двух направлений в педагогике начальной школы вызвана рядом причин и прежде всего - особенностями каж­ дого й8 этих педагоги»ееких направлений. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого дорого всем учителям. Для тульских педагогов, земляков великого мыслителя и писателя, оро всегда было особенно значимым, а в напе время, когда мы об­ ращаемся к истории и как бы ганово осмысливаем ее, эта значи­ мость еще более возрастает. Гуманизм, органическая связь чело­ века со всем окружающим миром, провозглашаемые Л.Н.Толстым,сей­ час актуальны, как никогда. Система Л.Б.8анкова направлена на достижение возможно боль­ шего развития младших школьников. Психологические принципы ее следующие: 1) ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения; 2) осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необхо­ димость работы над развитием всех учащихся, в том числе и наибо* лее слабых; 3) обучение не высоком уровне трудности; 4) научение программного материала быстрым темпом. Отсюда становится понятным желание учителей начальных классов попробовать работать по данной системе. Вместе с тем оба эти направления могут быть,'по нашему мне­ нию, реализованы одновременно в практике обучения и воспитания s начальной школе. Таким образом, гуманизм педегогики Л.Н.Толстого и принцип развития системы Л.В.Занкова не противоречат друг дру­ гу. Возможность такого сотружества подтверждается не примере учебника для чтения в первом клэссе "Живое слово", созданного ва основе психолого-педагогических принципов Л.В.Ванкова. В этом учебнике, получившем заслуженное одобрение учителей на­ чальных классов, многие страницы отданы произведениям Л.Н.Тол­ стого. Так же, как и великий педагог, автор этого учебника сте- 1ит 88Д8Чи развития у учащихся качеств ума, мире чувств и вос- ппиятия окружающего мира. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=