ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
идентичное пути получения открытий в науке, и требование са мостоятельных действий учащихся при прохождении этого пути под руководством преподавателя, который "расставляет приманку для воображения" и "избавляет" от "объездов", в полной мере соответ ствует современным представлениям о методах формирования содер жательных обобщений,-научных понятий. Принцип свободы в обучении и воспитании означал и новый тип общения между учителями и учащи мися в качестве важнейшего условия эффективности учебно-воспита тельного процесса. Новая школа может быть создана только тогда, указывал Л.Н.Толстой, когда учителя откажутся "от старого взгля да на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нын че командует один, завтра другой поручик". Л.Н.Толстой стремится к тому, чтобы создать в овоей школа атмосферу естественных отношений между учителями и учениками,об становку деятельной и творческой работы учителэй, пытливого изу чения детьми необходимых им знаний. Обучение детей должно быть пронизано новым духом, который способствовал бы расцвету творчества детей, определял стиль ра боты школы в целом. Л.Н.Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали не обходимость порядка и дисциплины в школе. Он подчеркивал, что учитель не должен педантично вмешиваться в. многогранную и кипу- * чую жизнь детей. Они 'сами в большинстве случаев могут наладить свои отношения, поскольку чувство справедливости свойственно дет скому коллективу. Решительно отвергая телесные наказания детей, он отказался от мер воздействия на провинившихся, унижающих личность- ребенка. Он считал, что главное в его педагогической работе заключается не в придумывании наказаний, а в развитии сознательности детей, я воспитании у них искренности, правдивости, честности путем осу ществления новой системы школьной работы, устраняющей возможность плохого поведения детей. Бережнее отношение учителей к детям, простоте и доброта в общении создавали ситуации, когда, казалось бы, безнадежно взби тые дети пробуждались к знаниям, начинали верить в себя. На примере обучения и воспитания крестьянских детей, учащих ся Яснополянской школы, Л.Н.Толстой показал, что их творческие и нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке не принужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=