ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

идентичное пути получения открытий в науке, и требование са­ мостоятельных действий учащихся при прохождении этого пути под руководством преподавателя, который "расставляет приманку для воображения" и "избавляет" от "объездов", в полной мере соответ­ ствует современным представлениям о методах формирования содер­ жательных обобщений,-научных понятий. Принцип свободы в обучении и воспитании означал и новый тип общения между учителями и учащи­ мися в качестве важнейшего условия эффективности учебно-воспита­ тельного процесса. Новая школа может быть создана только тогда, указывал Л.Н.Толстой, когда учителя откажутся "от старого взгля­ да на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нын­ че командует один, завтра другой поручик". Л.Н.Толстой стремится к тому, чтобы создать в овоей школа атмосферу естественных отношений между учителями и учениками,об­ становку деятельной и творческой работы учителэй, пытливого изу­ чения детьми необходимых им знаний. Обучение детей должно быть пронизано новым духом, который способствовал бы расцвету творчества детей, определял стиль ра­ боты школы в целом. Л.Н.Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали не­ обходимость порядка и дисциплины в школе. Он подчеркивал, что учитель не должен педантично вмешиваться в. многогранную и кипу- * чую жизнь детей. Они 'сами в большинстве случаев могут наладить свои отношения, поскольку чувство справедливости свойственно дет­ скому коллективу. Решительно отвергая телесные наказания детей, он отказался от мер воздействия на провинившихся, унижающих личность- ребенка. Он считал, что главное в его педагогической работе заключается не в придумывании наказаний, а в развитии сознательности детей, я воспитании у них искренности, правдивости, честности путем осу­ ществления новой системы школьной работы, устраняющей возможность плохого поведения детей. Бережнее отношение учителей к детям, простоте и доброта в общении создавали ситуации, когда, казалось бы, безнадежно взби­ тые дети пробуждались к знаниям, начинали верить в себя. На примере обучения и воспитания крестьянских детей, учащих­ ся Яснополянской школы, Л.Н.Толстой показал, что их творческие и нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке не­ принужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=